Цены на бензин сейчас, может быть, и плохие, но три ведущих руководителя компаний предупреждают о надвигающемся топливном кризисе, который может стать настоящим кошмаром

Волатильные цены на нефть наносят ущерб каждому уголку мировой экономики, но эксперты предупреждают, что это ничто по сравнению с надвигающимся дефицитом дизельного топлива.

После вторжения российского президента Владимира Путина в Украину в конце февраля мировые энергетические рынки оказались в состоянии бесконечной волатильности, поскольку западные страны ввели санкции против России, а частные нефтегазовые компании ушли из страны.

Европа больше всего пострадала от нарушения торговых потоков с Россией, которая была крупнейшим поставщиком топлива на континенте. Теперь она может столкнуться с беспрецедентным дефицитом дизельного топлива, заявили во вторник руководители трех ведущих сырьевых торговых компаний на ежегодном Глобальном саммите по сырьевым товарам Financial Times в Швейцарии.

«Европа импортирует около половины дизельного топлива из России и около половины дизельного топлива с Ближнего Востока», — сказал на конференции Рассел Харди, генеральный директор энерготорговой компании Vitol. «Это системный дефицит дизельного топлива».

Руководители предупредили, что экстремальные условия, вызванные этим дефицитом, могут привести к сокращению поставок до конца года, что потребует от правительств стран ЕС рационирования топлива.

«Рынок дизельного топлива чрезвычайно напряжен. Он будет становиться все более напряженным», — заявил на саммите Джереми Вейр, генеральный директор сырьевого торгового дома Trafigura.

Торбьёрн Тёрнквист, генеральный директор сырьевого конгломерата Gunvor, также предсказал, что поставки энергоносителей в Европу могут оставаться низкими до следующего года, назвав энергетический рынок «парализованным» в настоящее время.

«Это глобальная проблема, но для Европы она очень сложна, потому что в Европе такой дефицит», — сказал Тёрнквист.

Европа импортирует из России примерно две трети всей своей внешней сырой нефти, которая перерабатывается для производства дизельного топлива. А конфликт в Украине показал крайнюю зависимость Европы от российского топлива.

Европа ощутит нехватку дизельного топлива, но меры по экономии топлива рекомендуются повсюду, включая США, поскольку запасы нефти и газа достигли опасно низкого уровня. В пятницу Международное энергетическое агентство, глобальный орган по надзору за энергетикой, предложило ряд стратегий по борьбе с нехваткой нефти и газа, напоминающих меры, принятые во время нефтяного кризиса 1970-х годов, включая воскресные дни без автомобилей и снижение скоростного режима на автомагистралях.

В США дизельное топливо используется в основном для сельскохозяйственной и строительной техники, но в Европе многие обычные дорожные автомобили работают на дизельном топливе. В 2019 году 42% автомобилей в Европе использовали дизельное топливо. В некоторых странах, таких как Испания, Ирландия, Франция и Австрия, это число было еще выше, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей, и более половины всех автомобилей использовали дизельное топливо.

По словам Амриты Сен, главного нефтяного аналитика исследовательской и консалтинговой компании Energy Aspects, которая также выступала на саммите, Европа импортирует около 1 миллиона баррелей в день российского дизельного топлива, сообщает Financial Times. Сен назвала дизельное топливо «безусловно, самым пострадавшим» из нефтепродуктов для европейских рынков.

В Европе уже некоторое время прогнозировался рост цен на дизельное топливо из-за новых норм ЕС и налогов на выбросы углекислого газа, но вторжение в Украину и дефицит поставок уже привели к рекордному росту цен в Великобритании и ЕС.

В условиях дефицита ЕС сейчас ищет новые источники дизельного топлива, чтобы переждать бурю. Европа координирует усилия по увеличению торговых потоков дизельного топлива с государствами Ближнего Востока и Азии, и, в нарушение обычных направлений торговли, два американских танкера недавно покинули порт Нью-Йорка, доставив 700 000 баррелей дизельного топлива в Европу.

Эта статья была первоначально опубликована на сайте Fortune.com