Alibaba сообщает о самом медленном росте доходов с момента выхода на биржу, поскольку конкуренция ослабевает

Джош Хорвиц и Ниведита Балу

(Рейтер) — Китайский гигант электронной коммерции Alibaba Group Holding Ltd сообщил в четверг о самом медленном росте квартальной выручки с момента выхода на биржу в 2014 году, что было вызвано падением продаж в основном сегменте бизнеса и усилением конкуренции.

Замедление китайской экономики также сказалось на компании, поскольку потребители сократили свои расходы.

Alibaba сообщила, что в октябре-декабре 2021 года выручка компании выросла примерно на 10% и составила 242,6 млрд юаней ($38,37 млрд), что стало первым случаем, когда квартальный рост продаж упал ниже 20%.

Аналитики в среднем ожидали выручку на уровне 246,37 млрд. юаней, согласно данным Refinitiv.

Доход от управления клиентами, ключевой показатель, который отслеживает, сколько денег продавцы тратят на рекламу и промо-акции на сайтах Alibaba, упал на 1% в годовом исчислении.

Это первый случай снижения доходов в этом сегменте, который составляет 41% от общего дохода Alibaba, с момента выхода компании на IPO.

Выступая на звонке инвесторам, заместитель финансового директора Тоби Сюй сказал, что падение было частично вызвано снижением комиссионных сборов с продавцов на фоне замедления экономики.

Во время ежегодного китайского рекламного мероприятия «День одиночек» в ноябре прошлого года компания зафиксировала рост валовой товарной стоимости на 8,5%, что является рекордно низким показателем.

Акции Alibaba снизились примерно на 3% в Нью-Йорке перед началом торгов. После объявления результатов они упали примерно на 7%, следуя за снижением мировых акций после того, как Россия начала тотальное вторжение в Украину.

Alibaba также сталкивается с усиливающимся давлением со стороны конкурентов, таких как Douyin и Kuaishou, принадлежащие ByteDance, которые извлекли выгоду из бурно развивающейся тенденции «живой» электронной коммерции.

«Торговцам теперь приходится распределять свои рекламные доллары по разным платформам», — говорит Винчи Чжан, который отслеживает китайский сектор электронной коммерции в исследовательской компании Pacific Epoch.

«В прошлом, если бы вы торговали одеждой, вы бы, возможно, выделили 100% на Alibaba, но теперь часть этих средств идет на короткие видеоплееры».

Ant Group, финтех-компания Alibaba, сообщила о прибыли в размере около 17,6 млрд. юаней за квартал, закончившийся в сентябре, согласно отчетности Alibaba в четверг, по сравнению с 15 млрд. юаней год назад.

Alibaba отчитывается о прибыли Ant с опозданием на один квартал.

Компания Ant подверглась масштабной реструктуризации со стороны Китая, что сорвало ее первичное размещение акций на сумму 37 млрд долларов в конце 2020 года.

За девять месяцев, закончившихся в декабре, компания приобрела акций на сумму около $7,7 млрд.

В третьем финансовом квартале доход облачного бизнеса компании вырос на 20% по сравнению с предыдущим годом и достиг 19,5 млрд юаней ($3,08 млрд), но скорректированная основная прибыль (EBITDA) подразделения снизилась на 66% по сравнению с предыдущим кварталом.

«Похоже, что Alibaba трудно сохранить траекторию роста на большинстве рынков, включая облачный бизнес», — сказал Ошади Кумарасири, аналитик Lightstream Research.

Квартальная чистая прибыль, приходящаяся на акционеров, упала до 20,43 млрд юаней с 79,43 млрд годом ранее.

Некогда крупнейшая в Азии компания, зарегистрированная на бирже, Alibaba давно уступила свою корону тайваньскому чипмейкеру TSMC и даже отстала от местного конкурента Tencent и производителя напитков Kweichow Moutai.

За последние 12 месяцев акции компании, котирующиеся в США, потеряли примерно половину своей стоимости на фоне жестких мер Пекина по регулированию некоторых отраслей.

($1 = 6,3226 китайских юаней)

(В статье исправлено первое имя в одиннадцатом абзаце с Винси на Винчи)