Маргарита Мойлина из Эль-Пасо, штат Техас, позирует рядом с фреской, изображающей американского бизнесмена-миллиардера Джеффа Безоса (C) и его брата Марка (L) за день до их запуска в рамках первого полета Blue Origin к краю космоса, в близлежащем городе Ван Хорн, штат Техас, США, 19 июля 2021 года. REUTERS/Joe Skipper
В частности, заявка НАСА требовала, чтобы каждому запуску, предусмотренному предложением участника тендера, включая запуски «вспомогательных» космических аппаратов, таких как транспортные средства-заправщики, должен был предшествовать, по соображениям безопасности, собственный «обзор готовности к полету», или FRR. Хотя предложение SpaceX предусматривало 16 отдельных запусков — в том числе 14 запусков кораблей-танкеров — она предложила только один общий FRR. НАСА все равно дало SpaceX согласие, а затем договорилось со SpaceX — после отбора — об использовании трех FRR. Это было больше, чем один, предложенный SpaceX, но все же меньше, чем 16, которые требовались по тендеру.
В своем решении Армстронг из GAO признал, что SpaceX нарушила требования тендера по проверке готовности к полету. Тем не менее, он счел, что Blue Origin не был нанесен «ущерб», поскольку ее собственное предложение было структурировано иначе, поэтому отказ от проверки готовности к полету не снизил бы цену Blue Origin.
В августе Blue Origin оспорила решение GAO в Федеральном суде США, подняв вопрос о единственном источнике и «несоответствии» SpaceX требованиям FRR, что, по ее мнению, должно было привести к дисквалификации заявки SpaceX. (Месяц спустя Маск сказал журналистке Кара Свишер на конференции Code: «Вы не можете засудить свой путь на Луну»).
Чарльз Тифер, профессор юридического факультета Балтиморского университета и автор книги по праву государственных контрактов, говорит, что ему симпатичны оба аргумента Blue Origin. Тем не менее, по его словам, он скептически относится к тому, что они смогут преодолеть уважение, которое Суд федеральных исков обычно оказывает агентству, заключившему контракт, в данном случае NASA.
«Сужение круга поставщиков от первоначального требования о наличии нескольких поставщиков до требования о наличии только одного поставщика» имеет «ужасные» последствия, сказал Тифер в интервью. «Конкуренция — это лучший друг налогоплательщика для получения выгоды за деньги налогоплательщика. Избавление от конкуренции — это очень плохо». Он считает, что НАСА следовало провести два конкурса, договориться с участниками торгов, чтобы учесть бюджетный дефицит, и обратиться в Конгресс с просьбой о выделении дополнительных средств.
Тифер также с пониманием относится к аргументам Blue Origin о несоблюдении SpaceX условий тендера. «SpaceX грубо нарушила требование тендера о проверке готовности к полету каждого [запущенного] аппарата», — говорит он. «И трудно понять, почему НАСА вступает в переговоры со SpaceX о проверке готовности к полетам и не вступает в переговоры с Blue Origin о цене».
Тем не менее, он прогнозирует, что суд все же поддержит НАСА. «Оправдания НАСА, какими бы тонкими они ни были, сработали в GAO и, вполне возможно, сработают в Суде по федеральным искам».
Дело продвигается быстрыми темпами, и судья Ричард А. Хертлинг пообещал вынести решение к 1 ноября. В случае проигрыша Blue Origin может подать апелляцию в Апелляционный суд США по федеральному округу.
Учитывая ставки, Blue Origin, однако, не кладет все яйца в корзину судебных разбирательств. Она также ищет помощи у Конгресса. Законопроект Сената, принятый комитетом в мае, предписывает НАСА финансировать «не менее двух организаций» для программы Human Landing System. По сообщениям, компания также добивается увеличения финансирования проекта со стороны Конгресса, и администратор НАСА Билл Нельсон выразил оптимизм по поводу того, что в конечном итоге она его получит.
Другая перепалка миллиардеров происходит на другом фронте, где компания Маска в настоящее время имеет длительное преимущество над компанией Безоса: их конкурирующие планы по созданию «созвездия» низкоорбитальных спутников для доставки высокоскоростного интернета в любую точку планеты.
У Маска, очевидно, грандиозные планы относительно спутниковой интернет-сети Starlink компании SpaceX. Согласно документам, просочившимся в Wall Street Journal в 2017 году, SpaceX тогда предполагала получить десятки миллиардов прибыли от этой услуги к 2025 году. Не далее как в феврале Маск написал в Твиттере, что SpaceX выведет Starlink на IPO, как только «мы сможем достаточно хорошо прогнозировать денежные потоки».
Сеть Маска Starlink первого поколения уже запущена в бета-версии и обслуживает 100 000 абонентов в 14 странах. На данный момент компания запустила на орбиту более 1 700 из почти 4 400 спутников, которые уже были одобрены FCC.
В июле 2020 года компания Amazon Project Kuiper получила разрешение на создание конкурирующей группировки из 3236 низкоорбитальных спутников, хотя ни один из них еще не запущен.
И Kuiper, и Starlink разрабатывают группировки спутников на негеостационарных орбитах, или NGSO. В давно существующих спутниковых сетях, таких как EchoStar и Viasat, используются геостационарные спутники, которые летают выше над поверхностью Земли. Среди потенциальных преимуществ сети NGSO, объясняет Тим Фаррар, консультант по спутниковой связи и телекоммуникациям, возглавляющий компанию TMF Associates, то, что она может меньше страдать от «задержки», или запаздывания сигнала, чем геостационарные спутниковые системы.
Не останавливаясь на достигнутом, в мае 2020 года SpaceX запросила разрешение на создание группировки «нового поколения» Starlink с 30 000 спутников NGSO. Затем, в августе этого года, компания подала «поправку» к этому предложению в Федеральную комиссию по связи США (FCC), что и стало причиной недавней ссоры между Маском и Безосом.
Хотя SpaceX не просит больше спутников, равно как и дополнительного спектра, одобренного FCC, она хочет, чтобы FCC одобрила две альтернативные конфигурации для 30 000 предполагаемых спутников — т.е. точный набор мест и ориентации, запланированных для каждой орбиты. SpaceX будет использовать одну конфигурацию, если продолжит запускать спутники с помощью существующей ракеты Falcon 9, и другую, если сможет вовремя подготовить свою более крупную ракету под названием Starship. Starship сможет выводить на орбиту гораздо больше спутников за один запуск, чем Falcon 9.
В заявлении SpaceX обосновывается, что предварительное одобрение FCC альтернативных конфигураций обеспечит скорейшее воплощение сети в жизнь, что позволит принести преимущества высокоскоростного интернета в «самые отдаленные уголки и полярные регионы страны, которые слишком часто остаются без внимания и внимания».
Через четыре дня компания Amazon Project Kuiper подала протест. (Вскоре после этого протест подали и два других конкурента: Viasat и EchoStar Satellite Services/Hughes Network Systems, каждый из которых выдвинул практически те же возражения, что и Amazon).
Amazon утверждала, что SpaceX, обращаясь за одобрением двух альтернативных конфигураций, нарушает два правила FCC. Эти правила, как объясняла комиссия в прошлом, призваны избавить сотрудников FCC от необходимости проверять «спекулятивные» предложения; заставить спутниковых операторов оттачивать свои планы в «комплексные» заявки; и избавить конкурирующих операторов от необходимости планировать, чтобы избежать помех от фантомных спутниковых конфигураций, которые никогда не будут развернуты.
Подход SpaceX «удваивает технические усилия каждого оператора, сталкивающегося с задачей рассмотрения проблем, связанных с помехами и орбитальным мусором, вызванных поправкой SpaceX», — написал адвокат Amazon.
Через несколько дней SpaceX ответила отказом. Она назвала возражение Amazon «последней попыткой замедлить конкуренцию», «тактикой задержки», «обструкционистской тактикой» и «продолжением усилий семейства компаний Amazon по препятствованию конкуренции». Она также заявила, что ее собственная заявка не нарушает никаких правил FCC и просто «предоставила больше информации, чем нужно». (На следующий день Маск опубликовал твит о том, что «постоянная работа» Безоса теперь заключается в подаче «судебных исков против SpaceX»).
Фаррар, консультант по спутникам и телекоммуникациям, считает, что SpaceX на самом деле добивается особого отношения. «То, о чем они просят, не является чем-то таким, что кому-то разрешалось делать в прошлом», — говорит он. «SpaceX многое сходило с рук на протяжении многих лет», — добавляет он. «Это обычное дело для них — расширять границы, ожидая получить преференции от регулирующих органов».
Как в споре по Starlink, так и в протесте НАСА, Маск обвинил компании Безоса в религиозности и антиконкурентном поведении — последнее обвинение является очевидной точкой давления на Безоса, чья разросшаяся империя Amazon с рыночной стоимостью 1,7 триллиона долларов стала мишенью для сторонников антимонопольной реформы.
Однако оба обвинения представляются в значительной степени тактическими и риторическими. Протесты на торгах и вызовы FCC связаны с территориями, на которых работают все эти компании, и SpaceX Маска играет в те же игры — эффективно. За эти годы SpaceX подала по меньшей мере пять протестов в GAO или Суд федеральных исков — против ВВС или НАСА — по мере того, как она пробивала себе путь на аэрокосмические рынки, где ранее доминировали Boeing, Lockheed и их грозное совместное предприятие United Launch Alliance.
Аналогичным образом, согласно 13-страничной таблице, которую Amazon прислала в The Verge в сентябре, за последние пять лет SpaceX подала более 30 заявлений в FCC против спутниковых планов конкурентов.
Наконец, как бы ни было трудно представить Безоса в роли аутсайдера, его компании явно являются таковыми на этих конкретных рынках. Ярлык «антиконкурентный» не совсем подходит ему здесь, и если SpaceX просит особого отношения со стороны FCC, то это SpaceX конкурирует нечестно.
С другой стороны, нетерпение Маска по отношению к правилам, которые неизбежно замедляют реализацию технологического прогресса, находит отклик у многих. Презрение Маска к расстановке точек над i и точек над i, возможно, даже является одной из причин того, что он так далеко опережает Безоса в его космических предприятиях.
Как отметил репортер Washington Post Кристиан Дэвенпорт в своей книге «Космические бароны», опубликованной в 2018 году, Blue Origin и SpaceX с момента своего создания обладали заметно контрастирующими культурами. Blue Origin всегда с радостью представляла себя черепахой, а не зайцем из басни Эзопа. «Медленно — это плавно, а плавно — это быстро», — любит повторять Безос, заимствуя эпиграмму морских котиков США. На гербе Blue Origin изображена пара черепах, а девиз компании — Gradatim Ferociter — «шаг за шагом, свирепо».
SpaceX Маска, напротив, придерживается культуры «педаль в руки». Ее девизом, по словам Дэвенпорта, было: «Опустить голову, пробиться сквозь строй».
Пока что заяц бежит с огромным отрывом. Трудно предугадать момент, когда, уставший, он с гордостью ляжет вздремнуть, позволив черепахе проскочить мимо него к финишу.
Эзоп Невер с Элоном Маском.