Дефицит продуктов питания в США растет по мере того, как пандемия иссякает.

Сиддхарт Кавале и Кристофер Валльяспер

(Рейтер) — Высокий спрос на продукты питания в сочетании со стремительным ростом стоимости грузоперевозок и нехваткой рабочей силы, связанной с омикроном, создает новый виток отставания от графика на предприятиях по переработке продуктов питания и свежей продукции, что приводит к пустым полкам супермаркетов в крупных розничных сетях по всей территории США.

Производители скоропортящихся продуктов на Западном побережье платят почти втрое больше, чем до пандемии, за перевозку таких продуктов, как салат-латук и ягоды, пока они не испортились. Шей Майерс, генеральный директор компании Owyhee Produce, которая выращивает лук, арбузы и спаржу на границе штатов Айдахо и Орегон, сказал, что он воздерживается от отправки лука розничным дистрибьюторам, пока стоимость грузоперевозок не снизится.

Майерс сказал, что транспортные сбои за последние три недели, вызванные нехваткой водителей грузовиков и недавними штормами, блокировавшими шоссе, привели к удвоению стоимости грузоперевозок для производителей фруктов и овощей, вдобавок к уже возросшим ценам в связи с пандемией. «Обычно мы осуществляем доставку с Восточного побережья на Западное — раньше мы делали это примерно за 7000 долларов», — сказал он. «Сегодня это где-то между $18 000 и $22 000».

На прошлой неделе генеральный директор компании Conagra Brands, производящей замороженные овощи Birds Eye, Шон Коннолли сообщил инвесторам, что поставки с американских заводов могут быть ограничены, по крайней мере, в течение следующего месяца в связи с прогулами, связанными с Omicron.

Ранее на этой неделе генеральный директор Albertsons Вивек Санкаран заявил, что, по его мнению, в ближайшие четыре-шесть недель сеть супермаркетов столкнется с новыми проблемами в работе цепочки поставок, поскольку Omicron поставила точку в своих усилиях по устранению пробелов в цепочке поставок.

Покупатели в социальных сетях жаловались на пустые макаронные и мясные ряды в некоторых магазинах Walmart; в магазине Meijer в Индианаполисе не было курицы; в Publix в Палм-Бич, штат Флорида, закончились банные салфетки и средства домашней гигиены, а Costco восстановила ограничения на покупку туалетной бумаги в некоторых магазинах штата Вашингтон.

По словам Кэти Денис, вице-президента по коммуникациям и исследованиям Ассоциации потребительских брендов, ожидается, что ситуация не улучшится еще по крайней мере несколько недель, а причиной дефицита является нехватка рабочей силы.

По ее словам, в отрасли производства потребительских товаров не хватает около 120 000 работников, из которых только 1 500 рабочих мест было добавлено в прошлом месяце, а Национальная ассоциация бакалейщиков заявила, что многие из ее членов — бакалейных магазинов — работают с менее чем 50% рабочей силы.

В настоящее время американские розничные торговцы сталкиваются с отсутствием на складе примерно 12% продуктов питания, напитков, бытовой химии и средств личной гигиены по сравнению с 7-10% в обычное время.

По данным Ассоциации потребительских брендов, проблема более остро стоит в отношении продуктов питания, где уровень отсутствия товаров на складе достигает 15%.

SpartanNash, американский дистрибьютор продуктов питания, на прошлой неделе заявил, что стало труднее получать поставки от производителей продуктов питания, особенно обработанных товаров, таких как крупы и супы.

Потребители продолжают запасаться продуктами, укрываясь дома, чтобы сдержать распространение Омикрон-варианта. Денис сказал, что за последние пять месяцев спрос был таким же высоким или даже выше, чем в марте 2020 года, в начале пандемии. Аналогичные проблемы наблюдаются и в других частях мира.

В Австралии оператор продуктовой сети Woolworths Group на прошлой неделе заявил, что более 20% сотрудников его распределительных центров не работают из-за COVID-19. В магазинах вирус вывел из строя не менее 10% персонала.

В четверг компания восстановила лимит в две упаковки на одного покупателя туалетной бумаги и болеутоляющих средств по всей стране как в магазинах, так и онлайн, чтобы решить проблему нехватки персонала.

В США недавние снежные и ледяные бури, которые на несколько часов затормозили движение на Восточном побережье, также помешали доставке продуктов питания в продуктовые магазины и распределительные центры. Эти задержки прокатились по всей стране, задержав поставки фруктов и овощей с ограниченным сроком хранения.

В то время как производители скоропортящейся продукции вынуждены платить завышенные тарифы на перевозку, чтобы привлечь ограниченное количество грузовиков, такие производители, как Майерс, предпочитают ждать, когда отставание от графика уменьшится.

«Консервы, газировка, чипсы — эти вещи остались, потому что они не хотели платить двойную, тройную цену за перевозку, а их товары не портятся за четыре дня», — сказал он.

(Дополнительный репортаж Правина Парамасивама; редактирование Ванессы О’Коннелл и Дайаны Крафт)