Дискуссия о ресторанном этикете: нужно ли давать чаевые при заказе еды на вынос?

До пандемии коронавируса оставление чаевых в американском ресторане было практически обязательным. Но пока COVID-19 затягивается, клиенты обнаружили новое требование: оставлять чаевые за заказы на вынос — серьезно.

Под словом «на вынос» я подразумеваю, что вы забираете свой заказ в ресторане. Никакой доставки блюд к вашему столику. Никаких дозаправок водой. Только ваша еда в бумажном пакете.

Более половины американцев (56%) в прошлом году стали давать больше чаевых за еду в ресторанах, согласно новому исследованию Bank of America. Чуть менее 40% всех заказов — на месте, в ресторане и при доставке — включали чаевые до COVID-19. Но в прошлом году эта цифра выросла на 10%, по данным Paytronix Systems.

Чаевые тоже более щедрые. В среднем треть гостей оставляют в качестве чаевых 20% или более от суммы счета.

«До появления COVID лишь небольшой процент клиентов давал чаевые, когда брал еду на вынос», — говорит ресторанный консультант Иззи Хараш. «Пандемия изменила ситуацию».

Но теперь путешественники в замешательстве.

Пэтти Хаубнер давала щедрые чаевые в первые дни пандемии. Она надеялась, что ее чаевые поддержат работников ресторана за стойкой, получавших зарплату меньше минимальной. Но сейчас, когда пандемия затягивается, она не знает, что делать.

«Меня отталкивают подсказки перед обслуживанием, особенно в кофейнях и заведениях, где кофе за 3 доллара побуждает вас дать чаевые даже до 5 долларов», — говорит Хаубнер, специалист по коммуникациям на пенсии и частый авиапутешественник из Вест-Найака, штат Нью-Йорк. «Но я опасаюсь, что если я осмелюсь не давать чаевые — даже в кафе, — то на меня неприязненно посмотрят. Или еще хуже».

Так как же правильно поступить? Некоторые эксперты по этикету утверждают, что чаевые нужно давать при заказе еды на вынос. Другие с этим не согласны, утверждая, что клиенты не должны платить чаевые, если нет обслуживания за столом. Они устали от вины за чаевые и просто хотят, чтобы ресторанный бизнес прекратил путаницу и платил своим работникам прожиточный минимум.

► Чувство вины: путешественники сталкиваются с давлением за чаевые

«Чаевые при заказе еды на вынос — это правильное решение», — говорит Х.Г. Парса, профессор управления гостиничным хозяйством в Университете Денвера. «Даже заказ на вынос подразумевает определенное обслуживание, и мы должны давать чаевые этим работникам».

По словам Парсы, чаевые — это знак признательности за оказанную услугу, а заказ на вынос — это услуга.

Ваши чаевые также поддерживают работников ресторанов и их работодателей в трудные времена. Вы можете не согласиться с системой оплаты труда в ресторанном бизнесе, которая позволяет работодателям платить меньше минимальной заработной платы, а остальное компенсировать за счет чаевых. Но сейчас не время для протестов.

«На данный момент я бы рекомендовала вам давать чаевые при заказе еды на вынос, если это возможно, потому что рестораны все еще испытывают нехватку персонала и работают не на полную мощность», — говорит Бонни Цао, основатель Beyond Etiquette, консалтинговой компании по этикету.

Сколько нужно давать чаевых при заказе еды на вынос? Елена Брувер, директор Международного центра этикета, говорит, что от 15% и выше по счету в ресторане. «Двадцать процентов — еще лучше», — говорит она. «А если вы не можете позволить себе чаевые, закажите что-нибудь менее дорогое, чтобы человек, ухаживающий за вами, мог получить чаевые».

Но путешественники озадачены тем, как рестораны вымогают чаевые, когда вы делаете заказ на вынос. «Почему они просят чаевые до того, как услуга оказана?» — спрашивает Гарри Кларк, владелец дилерского центра старинных автомобилей в Фениксе.

Некоторые эксперты по этикету говорят, что давать чаевые за еду на вынос — плохая идея.

«Я не даю чаевых за еду на вынос», — говорит Адеодата Цинк, консультант по этикету из Business of Manners. «Все, что они делают, это кладут в пакет».

Ее также обижают платежные системы, которые не принимают наличные и имеют установленные чаевые — 12%, 15%, 20% — запрограммированные на планшете. Нажимать на кнопку нужно в присутствии работника, что нервирует.

«И за что?» — спрашивает она. «Они дают тебе чашку кофе в бумажном стаканчике. Ты даже не можешь сесть, чтобы насладиться им».

Клиенты регулярно отказываются оставлять чаевые за заказ на вынос.

«Для меня чаевые — это признание дополнительных услуг, помимо предоставления еды», — говорит Клейтон Мэртл, менеджер по работе с клиентами маркетинговой компании в Бруклине, Нью-Йорк. «Это интересный симптом культуры чаевых, что мы все еще чувствуем себя обязанными давать чаевые, когда рестораны делают то, что должно быть включено в стоимость блюд».

Он говорит, что друзья рассказывали ему, что даже сотрудники, предоставляющие еду на вынос, зависят от чаевых. «Но почему я должен платить 18 долларов за тикка масала только потому, что ресторан не может потрудиться заплатить своим работникам прожиточный минимум?».

«До появления COVID лишь небольшой процент клиентов давал чаевые, когда брал еду на вынос, — говорит консультант ресторанов Иззи Хараш. “The pandemic has changed things.»

Что же делать путешественнику? Я попросил совета у Джоди Р.Р. Смит, владелицы компании Mannersmith Etiquette Consulting. Она говорит, что давать чаевые работнику ресторана за хорошее обслуживание по-прежнему вежливо. Но платежные системы, которые пытаются получить с вас чаевые до того, как вам принесут еду, не просят чаевых. Все, что взимается до того, как вы получите еду, является платой за обслуживание.

«Я бы хотела, чтобы программисты некоторых из этих платежных систем нашли время поговорить с экспертами по этикету, прежде чем кодировать выбор и интерфейс», — говорит она. «Чаевые нужно давать в конце транзакции, а не до нее».

В конце концов, может быть, дело не в манерах, а в честности рекламы. Если ресторан объявляет цену за блюдо, то вы должны быть в состоянии заплатить ее без стыда. 20% чаевых за заказ на вынос трудно оправдать — даже сейчас.

Что вы хотите сказать как покупатель? Даже если вас оскорбляет система оплаты, которая требует чаевых до того, как вы получите свою еду, вы все равно можете подумать о чаевых на вынос. В конце концов, одна из причин, по которой люди дают чаевые, — это признание того, что система оплаты труда многих работников индустрии гостеприимства делает чаевые существенной частью заработной платы. Так что если вы хотите заявить о несправедливости этой системы — а она, без сомнения, несправедлива, — «то, безусловно, давайте чаевые», — говорит Ник Лейтон, ведущий еженедельного подкаста по этикету «Вас воспитали волки?».

Подумайте о корректировке чаевых. Это совет Лизы Гроттс, эксперта по этикету из компании The Golden Rules Gal. Она поддерживает чаевые при заказах на вынос и рекомендует по умолчанию 20%. Но если что-то пойдет не так, некоторые системы позволяют увеличить или уменьшить размер чаевых. «Я сталкивалась с одной службой доставки, где чаевые можно скорректировать постфактум в случае возникновения проблем», — говорит она.

Следуйте своей интуиции. В конце концов, вы должны делать то, что считаете правильным, говорит Дайана Готтсман, владелица Protocol School of Texas. «Просто нажмите кнопку «пользовательский совет» или «без совета», если вы чувствуете себя уверенно», — говорит она. «Да, я знаю, что нажимать кнопку «без чаевых» неудобно, но важно следовать своей интуиции». Она отмечает, что чаевые являются уважительными во многих, но не во всех обстоятельствах.

Эта статья первоначально появилась на сайте USA TODAY: Ресторанный этикет: Должны ли вы добавлять чаевые к заказу на вынос?