Диаграмма Исикавы

Что такое диаграмма Исикавы?

Диаграмма Исикавы — это диаграмма, которая показывает причины события и часто используется при производстве и разработке продукта, чтобы обрисовать различные этапы процесса, продемонстрировать, где могут возникнуть проблемы контроля качества, и определить, какие ресурсы требуются в конкретное время.

Диаграмма Исикавы была разработана Каору Исикава в 1960-х годах как способ измерения процессов контроля качества в судостроительной отрасли.

Ключевые выводы

  • Диаграмма Исикавы используется, чтобы показать причинные факторы, которые влияют на конечный результат, часто связанный с производственной или конструкторской проблемой.
  • Эти диаграммы, имеющие форму рыбы, иногда называют диаграммами «Фишикава».
  • Для построения диаграмм Исикавы нужно выполнить серию из восьми шагов.

Понимание диаграмм Исикавы

Диаграммы Исикавы иногда называют диаграммами рыбьей кости, диаграммами «елочка», диаграммами причинно-следственных связей или диаграммами Фишикавы. Это  причинно-следственные диаграммы,  созданные  Каору Исикава,  чтобы показать причины определенного события. Они напоминают скелет рыбы, причем «ребра» представляют причины события, а конечный результат появляется в голове скелета. Назначение диаграммы Исикавы — позволить руководству определить, какие проблемы необходимо решить, чтобы добиться или избежать конкретного события.

Другие распространенные применения диаграммы Исикавы включают ее использование в качестве методологии для создания продуктовых дизайнов, которые решают практические задачи. Его также можно использовать для предотвращения дефектов качества для выявления потенциальных факторов, вызывающих общий эффект. Каждая причина или причина несовершенства является источником вариаций. Причины обычно группируются по основным категориям для выявления и классификации этих источников вариации.

Процесс построения диаграммы Исикавы

Чтобы сделать диаграмму Исикавы, группе понадобится белая доска, флип-чарт и несколько маркеров.

  1. Группа должна согласовать постановку проблемы (эффект).
  2. Напишите формулировку проблемы в центре справа на флипчарте или доске, поместите ее в рамку и нарисуйте горизонтальную стрелку, ведущую к ней.
  3. Проведите мозговой штурм по основным категориям причин проблемы. Например, имеет смысл начать с этих общих заголовков: методы, машины (оборудование), люди (рабочая сила), материалы, измерения и окружающая среда.
  4. Запишите категории причин в виде ответвлений от основной стрелки.
  5. Проведите мозговой штурм по возможным причинам. Спросите: «Почему это происходит?» По мере того, как дается каждая идея, фасилитатор записывает ее как ответвление из соответствующей категории. Причины могут быть написаны в нескольких местах, если они относятся к нескольким категориям.
  6. Задайте вопрос «почему это происходит?» очередной раз. Запишите дополнительные причины, ответвляющиеся от причин. Продолжайте спрашивать «Почему?» и порождают более глубокие уровни причин. Слои ветвей указывают на причинно-следственные связи.
  7. Когда у группы заканчиваются идеи, сконцентрируйте внимание на тех областях диаграммы, где идей мало.