J&J выделит потребительские товары и сосредоточится на фармацевтике

Майкл Эрман и Манас Мишра

(Рейтер) — Johnson & Johnson планирует выделить свое подразделение потребительских товаров, которое продает Listerine и детскую присыпку, чтобы сосредоточиться на фармацевтике и медицинском оборудовании, что станет крупнейшей перестановкой в 135-летней истории американской компании.

Этот шаг крупнейшей в мире компании по производству товаров для здоровья последовал за аналогичными заявлениями конгломератов Toshiba General Electric, а также конкурентов J&J, и подчеркивает, что крупные диверсифицированные корпорации находятся под давлением необходимости упрощения своих структур для повышения концентрации.

Особенно это касается здравоохранения, где медленный и стабильный бизнес по продаже таких продуктов, как шампуни и увлажняющие средства, все больше расходится с рискованной и высокодоходной работой по разработке и маркетингу лекарств-блокбастеров.

«Мы считаем, что это принципиально разные бизнесы», — сказал исполнительный директор J&J Алекс Горски.

Соперничающие публичные потребительские компании обычно оцениваются инвесторами более высоко, чем потребительское подразделение J&J, добавил в интервью финансовый директор Джозеф Волк.

«Это, откровенно говоря, терялось внутри Johnson & Johnson», — сказал Волк. «Аналогичным образом, я думаю, что в отношении фармацевтики и медицинского оборудования это не позволило привлечь внимание к этим предприятиям».

Компания заявила, что намерена завершить разделение через 18-24 месяца при затратах от 500 миллионов до 1 миллиарда долларов. Акции J&J, входящие в промышленный индекс Доу-Джонса, выросли на 1,5%. Подразделение по производству фармацевтической продукции и медицинского оборудования сохранит название J&J, и компания рассчитывает на безналоговое выделение.

Некоторые аналитики призывали инвесторов к осторожности.

«Исторически сложилось так, что когда рынок становится полностью оцененным, мы видим, что объявляется большое количество спинов, поскольку компании ищут альтернативные способы создания большей акционерной стоимости», — сказал Джим Осман, основатель исследовательской фирмы Edge Consulting Group. «Это то, на что стоит обратить внимание инвестору».

Детский шампунь и средства от кашля Johnson & Johnson «Band-Aids» уже давно стали лицом компании.

Но ее бизнес по производству фармацевтической продукции и медицинского оборудования, который производит средства для лечения рака, вакцины и хирургические инструменты, в этом году достигнет объема продаж почти в 80 миллиардов долларов, что намного больше, чем 15 миллиардов долларов, которые, как ожидается, принесут ее потребительские товары.

Повышение прогноза роста происходит несмотря на разочаровывающие продажи вакцины COVID-19 компании Johnson & Johnson после ряда производственных неудач https://reut.rs/3n6PwAM и жесткой конкуренции со стороны конкурентов Pfizer Inc и Moderna.

Для просмотра графика нажмите здесь: https://graphics.reuters.com/JNJ-DIVESTITURE/gkplgdbnbvb/chart.png

ДЕНЬГИ НА СДЕЛКИ?

Johnson & Johnson преследует конкурентов. GlaxoSmithKline и Pfizer планируют выделить свой совместный бизнес в области потребительского здоровья в следующем году, а немецкий производитель лекарств Merck KGaA продал свое подразделение потребительского здоровья компании Procter & Gamble Co в 2018 году. Sanofi SA также планирует выделить свой потребительский бизнес.

«Сроки, выбранные фирмой, удивительны, поскольку мы не видим никаких серьезных катализаторов для этого шага. Однако, если потребительское подразделение больше не будет обладать глубокими карманами объединенной компании, риск будущих судебных разбирательств по потребительским товарам — таких как крупное соглашение по тальку — может снизиться», — сказал аналитик Morningstar Дэмиен Коновер в аналитической записке.

Подразделение Johnson & Johnson по работе с потребителями столкнулось с почти 40 000 исков, в которых утверждается, что его детская присыпка и другие тальковые продукты содержат асбест, позднее связанный с мезотелиомой, и вызывают рак яичников у женщин, использующих их для личной гигиены, что компания отрицает.

В октябре компания создала отдельную дочернюю компанию для хранения обязательств по тальку, которая затем подала заявление о защите от банкротства.

J&J в пятницу заявила, что ее решение о расставании никак не связано с судебным процессом по тальку или маневром по банкротству.

Расследование, проведенное агентством Reuters в 2018 году, показало, что компания J&J знала о том.

Компания прекратила продажу детской присыпки в США и Канаде в мае 2020 года, отчасти из-за того, что она назвала «дезинформацией» и «необоснованными утверждениями» о продукте на основе талька. Компания J&J утверждает, что ее потребительские тальковые продукты безопасны и подтверждены тысячами тестов на отсутствие асбеста.

Компания J&J, занимающаяся производством медицинского оборудования и фармацевтических препаратов, также столкнулась с десятками тысяч судебных исков по поводу продукции, включая имплантаты DePuy и Pinnacle, хирургические сетки и препарат для разжижения крови Xarelto.

Выделение может позволить оставшейся компании J&J более активно заниматься приобретением активов, говорит Джефф Джонас, управляющий активами в GAMCO Investors.

Уолк сказал, что «не является диким предположением» ожидать, что новая компания по производству потребительских товаров увеличит долг, чтобы генерировать некоторые денежные средства для J&J, но что обе компании будут иметь сильные финансовые профили, включая сильный кредитный рейтинг инвестиционного уровня для потребительского бизнеса.

(дополнительный репортаж Майка Спектора; авторы Ник Зиемински и Питер Хендерсон; редактирование Арун Койюр, Кармел Кримминс, Дэвид Кларк и Дэн Греблер)