Китайский энергетический кризис приводит мировую экономику в состояние тревоги

Поздравляем, если на прошлой неделе вам удалось заправить свой автомобиль бензином. Самая острая часть вашего личного энергетического кризиса позади.

К сожалению, Британия вступает в хроническую фазу: мы являемся частью всемирного энергетического кризиса, который грозит Рождеством без праздничных товаров, по крайней мере, тех, которые импортируются из Китая.

Дома счета за электроэнергию резко возрастают после того, как в конце прошлой недели предельная цена была повышена на 12%, поскольку глобальный дефицит газа подтолкнул рыночные цены к новым максимумам. Экономисты прогнозируют еще более резкий рост в апреле следующего года.

Но наши проблемы с газом и электричеством — это лишь малая часть боли, которая ощущается во всем мире. Фабрики по всему Китаю — мастерской мира — стали последними жертвами. Проблемы страны двояки.

Одна из них удивительно похожа на британскую. Британские поставщики энергии находятся в затруднительном положении, поскольку цены, которые они устанавливают, ограничены по мере роста стоимости газа, который они закупают, что привело к закрытию множества мелких поставщиков. Аналогичным образом, китайские угольные электростанции оказались зажаты между жестко регулируемыми ценами и стремительно растущей стоимостью угля. И так же, как непогода лишила Британию ветряной энергии, засуха в Китае ударила по гидроэлектрогенерации.

Вторая проблема заключается в том, что Пекин в рамках своих экологических планов ставит жесткие цели по энергоемкости — количеству энергии, используемой на единицу продукции.

Растущий спрос на товары заставил китайские заводы работать сверхурочно, особенно в тяжелой промышленности, такой как алюминиевая. Потребление электроэнергии резко возросло, и целевые показатели были превышены. Экспертиза, проведенная центральным правительством в середине года, заставила провинции, превысившие целевые показатели, использовать меньше электроэнергии до конца года — рационирование электроэнергии — после составления рейтинга по уровню энергопотребления.

В результате экономисты Goldman Sachs сократили свои экономические прогнозы для второй по величине экономики мира, предсказав нулевой рост в третьем квартале и снижение темпов роста в последние месяцы года.

По оценкам инвестиционного банка, производители металлов столкнутся с сокращением производства на 40 % в «красных» провинциях и до 20 % в «желтых» областях, которые не так сильно отстают от своих целей.

Для производителей химикатов падение составит от 10 до 20 процентов, в то время как другие производители, включая текстиль, бумагу и пластмассы, могут ожидать снижения от 5 до 10 процентов.

Воздействие не ограничивается тяжелой промышленностью. По словам Трины Чен, соруководителя отдела исследований Большого Китая в Goldman, под угрозой находится даже электроэнергия для пунктов зарядки электромобилей и производителей солнечных батарей, что является контрпродуктивным шагом с точки зрения очистки окружающей среды.

Робин Син, экономист Morgan Stanley, прогнозирует, что общее производство стали в четвертом квартале снизится на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, алюминия — на 7%, а цемента — на 29%.

В то время как мировая мастерская замирает, остальные ощущают последствия — от наших кошельков до дефицита поставок.

«Все, что использует металлы в глобальном масштабе, будет затронуто. Даже если Китай не экспортирует вам напрямую, цена определяется спросом и предложением, поэтому вы не сможете избежать этого», — говорит Крейг Ботам, главный экономист по Китаю в Pantheon Macroeconomics.

Китай, например, является крупнейшим в мире производителем стали: в 2019 году он произведет почти 1 млрд тонн, в то время как Индия, занимающая второе место, произведет 111 млн тонн.

Рейтинговое агентство Standard and Poor’s уже снизило свои прогнозы роста для Азии, назвав нехватку энергии в Китае ключевым риском даже для этих сниженных ожиданий. Эта страна, имеющая решающее значение для азиатского производственного узла, уже сталкивается с целым рядом других проблем.

Между тем, судоходство все еще не отошло от хаоса Covid, только усиленного дельта-волной, которая периодически закрывает китайские порты и разрушает производство в других производственных центрах, таких как Вьетнам.

Дефицит уже ощущается во всем мире, и ожидается, что с течением года он только усилится. По данным Института Ifo, более трех четвертей немецких производителей сообщили о наличии узких мест и проблем с поставками сырья.

Клаус Вольрабе из института предупреждает, что условия становятся все «жестче и жестче», в результате чего компании разрываются между размещением заказов сейчас, когда получить материалы трудно и дорого, и выжидательной позицией.

Не только сталь и медь, но и материалы для производства пластмасс, включая упаковку и игрушки, также находятся в особенно дефицитном состоянии.

Британские предприятия и домохозяйства могут ощутить влияние на себе через потребительские товары, такие как игрушки и электроника, а также крупные покупки, в которых используются металлы и микрочипы, включая автомобили и бытовую технику. Строительная отрасль также зависит от импорта стали.

Джон Глен, экономист Чартерного института закупок и снабжения, говорит, что спрос может резко возрасти, поскольку импортеры расхватают любую доступную сталь до того, как возникнет дефицит — примерно как водители стоят в очереди за бензином.

«Если вы уберете с рынка доминирующего игрока, это окажет значительное влияние. Другие игроки будут стремиться увеличить мощности, но это не то, что можно сделать легко или быстро в черной металлургии», — говорит он.

Даже если удастся найти новых поставщиков в разных странах или если Китай увеличит объемы производства, судоходная отрасль заторможена, что затрудняет дешевую и быструю доставку товаров.

Материалы для строительства уже резко подорожали в Великобритании. Данные Ассоциации строительных товаров показывают, что за последний год конструкционная сталь подорожала почти на две трети, а стальные прутья для армирования бетона — почти на треть.

Нобл Фрэнсис, директор по экономике отраслевой группы, говорит, что «доступность большинства импортных товаров снижается, как и инфляция затрат».

Но он может нанести новый удар, как только остановка поставок из Китая приведет к сокращению поставок в Великобританию.

«Как правило, грузовому судну требуется около 30-40 дней, чтобы дойти», — говорит он. «Мы еще не увидели полного воздействия, но оно проявится в ближайшие несколько месяцев, в то время как мы уже наблюдаем довольно быструю инфляцию цен на товары, поступающие из Китая».

Мы можем ожидать волны нового давления в преддверии Рождества, подпитывая страхи стагфляции, связанные с ростом цен и стагнацией ВВП.

«Китай чихает, а глобальные цепи поставок простужаются», — говорит Глен.

«Это то, что мы можем увидеть сейчас. Последствия могут быть весьма серьезными».