Объяснение — скачок цен на нефть оставляет ограниченные возможности для Байдена

Джессика Резник-Аулт

НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) — Спустя два месяца после того, как президент США Джо Байден объявил о беспрецедентных усилиях основных стран-потребителей нефти по совместной работе над снижением растущих цен на топливо, цены снова приближаются к многолетним максимумам. И у Байдена мало возможностей остановить ралли.

Мировой эталон нефти марки Brent в среду преодолел отметку в 84 доллара за баррель, и ведущие аналитики прогнозируют, что в первом квартале нефть может преодолеть отметку в 100 долларов за баррель. [O/R]

В ноябре Байден возглавил скоординированный выброс нефти из стратегических резервов вместе с Японией, Индией, Южной Кореей, Великобританией и Китаем, что помогло снизить цены — хотя в конечном итоге Китай не принял в этом участия.

Цены на нефть Brent ненадолго опустились ниже 70 долларов за баррель, но эффект был кратковременным.

Рост цен на нефть представляет собой политическую головную боль для Байдена и любого президента США, поскольку Соединенные Штаты являются крупнейшим потребителем бензина в мире, сжигая около 9 миллионов баррелей в день (б/с) моторного топлива. Цены на сырую нефть составляют около двух третей цены на бензин, что делает цену на этот товар важной частью бюджета потребителей.

Республиканцы обвиняют в росте цен политику, ориентированную на климат, которую поддерживает демократ Байден, но реальность такова, что рынок нефти связан с глобальными факторами, не зависящими ни от одной политической партии США.

Инвесторы покупают нефть на ожиданиях, что вариант коронавируса Omicron окажет ограниченное влияние на глобальную экономическую активность. В настоящее время цены на нефть в США примерно на 80 центов за галлон ниже рекордного уровня, достигнутого в 2008 году, но ожидается, что они будут расти.

ПОЧЕМУ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ СНОВА РАСТУТ?

По данным Международной энергетической ассоциации, мировой спрос на нефть восстановился до уровня, существовавшего до пандемии, и составляет примерно 99 миллионов баррелей в день, однако предложение не дотягивает до этого уровня, по крайней мере, на миллион баррелей в день.

Экономисты говорят, что сочетание высокого спроса, слабых инвестиций и отсутствия свободных мощностей вызвало рост цен. Организация стран-экспортеров нефти и ее союзники, включая Россию — группа, известная как ОПЕК+, — регулярно не выполняют намеченные планы по увеличению поставок.

«ОПЕК+ продолжает упорно возвращать на рынок 400 000 баррелей в месяц, но наши данные свидетельствуют о том, что ежемесячный прирост составляет ближе к 250 000 баррелей в день», — сказал Майк Тран, стратег по сырьевым товарам RBC Capital Markets, в записке для клиентов.

Во второй половине 2021 года производство в США в среднем составляло около 11,3 млн баррелей в сутки, по сравнению с пиком около 13 млн баррелей в сутки в конце 2019 года.

МОЖЕТ ЛИ БИДЕН СНОВА ОКАЗАТЬ ДАВЛЕНИЕ НА ОПИК?

В прошлом году Байден присоединился к своим предшественникам, которые в то или иное время оказывали давление на ОПЕК с целью повышения добычи, с переменным успехом.

В ноябре президент объявил о нескольких шагах, направленных на снижение цен на топливо. Белый дом совместно с Японией, Южной Кореей и Индией объявил о высвобождении баррелей из своих стратегических резервов.

Байден также заявил, что Китай будет участвовать в этом процессе, но эта страна, крупнейший в мире импортер нефти, сказала, что будет продавать нефть из своих резервов по собственному графику.

В начале 2020 года, когда разразилась пандемия, группа сократила поставки на рекордные 9,7 млн баррелей в сутки. Она медленно восстанавливает производство, но в настоящее время ОПЕК+ все еще удерживает более 3 млн баррелей в сутки.

КАКИЕ ЕЩЕ ВАРИАНТЫ ЕСТЬ У БИДЕНА?

Байден мог бы увеличить продажи из стратегического нефтяного резерва США (SPR). Однако этот запас ограничен и меркнет по сравнению с размером мирового рынка.

Запасы сырой нефти в SPR упали до 593 миллионов баррелей, что является самым низким показателем с ноября 2002 года.

Заявление Байдена, сделанное в ноябре, предусматривало выделение 50 млн. баррелей в виде продаж и кредитов — примерно половина мирового потребления за один день.

Президент также мог бы рассмотреть возможность введения федеральных налоговых каникул на бензин; федеральный акциз на бензин составляет 18,4 цента за галлон.

В 2008 году законодатели выдвинули эту идею в ответ на резкий рост цен, в результате которого стоимость бензина превысила 4 доллара за галлон. Но поскольку нефтеперерабатывающие предприятия не могут быстро производить больше бензина, такой шаг, скорее всего, только повысит спрос, что в конечном итоге приведет к росту цен, утверждают экономисты.

(Репортаж Джессики Резник-Аулт; редактирование Хизер Тиммонс, Дэвида Гаффена и Маргариты Чой)