Рождество под угрозой, поскольку «катастрофа» в цепи поставок становится только хуже

(Bloomberg) — Сейчас начало октября, только начало того, что в мире розничной торговли называется «пик». Но индустрия уже охвачена различными формами паники, которая обычно не проходит до нескольких недель перед Рождеством.

Самое читаемое из Bloomberg

Перестроенный кризисом, «антибиеннале» заново представляет себе Чикаго

Титаны Уолл-стрит предупреждают о следующих больших рисках для инвесторов

Вот как выглядит «зеленое» будущее Европы

Неапологетическая сеть «старых парней» обходится Австралии в миллиарды

Рождество под угрозой, поскольку «катастрофа» в цепи поставок становится только хуже

В начале года была надежда на то, что узкие места, загромождавшие глобальную цепочку поставок в 2020 году, к настоящему времени будут в основном устранены. На самом деле ситуация только ухудшилась — намного ухудшилась — и появляются все новые доказательства того, что праздничный сезон находится под угрозой.

По всей Европе такие ритейлеры, как сеть магазинов одежды H&M, не могут удовлетворить спрос из-за задержек с поставками. В США компания Nike снизила прогноз продаж после того, как из-за Covid-19 во Вьетнаме закрылись фабрики, сведя на нет месяцы производства. Акции Bed Bath & Beyond упали на фоне проблем с доставкой, а главный исполнительный директор Марк Триттон предупредил, что перебои будут продолжаться до следующего года. «Давление ощущается повсеместно, и вы услышите об этом от других».

Вспышки ковида привели к простою портовых терминалов. По-прежнему не хватает грузовых контейнеров, что привело к 10-кратному росту цен по сравнению с прошлым годом. Нехватка рабочей силы затормозила грузоперевозки и привела к тому, что количество вакансий в США достигло рекордного уровня. И это до того, как UPS, Walmart и другие компании начнут нанимать сотни тысяч сезонных рабочих, чтобы справиться с пиком пиковой нагрузки.

«Я занимаюсь этим уже 43 года и никогда не видел, чтобы все было так плохо», — сказал Айзек Лариан, основатель и генеральный директор MGA Entertainment, одного из крупнейших в мире производителей игрушек. «Все, что может пойти не так, идет не так в одно и то же время».

Теперь начинается спешный ввоз товаров в США для саней Санты, что только усугубит все это. Это будет сложный праздничный сезон, от которого инвесторы, похоже, отмахнутся, несмотря на то, что аналитики выражают опасения, что маржа, скорее всего, пострадает. Индекс S&P Retail Select Industry Index, включающий 108 американских компаний, в том числе Amazon, Macy’s и Best Buy, вырос примерно на 40% в этом году и почти удвоился с начала 2020 года. Его совокупная рыночная стоимость составляет 3,3 триллиона долларов, что лишь немного ниже рекордного максимума, достигнутого в начале этого года.

Это ликование противоречит тому, что происходит за кулисами. По словам Стива Азарбада, соучредителя и главного инвестиционного директора хедж-фонда Maglan Capital, который инвестирует в розничную торговлю и проблемные компании, ритейлеры прибегают к покупке товаров, произведенных пару лет назад. В обычное время эти товары были бы ликвидированы в магазинах распродаж или на зарубежных рынках, но не сейчас.

«Розничным торговцам очень трудно заполнить свои полки», — сказал Азарбад. «Я разговариваю со многими поставщиками, и они говорят мне: «Я просто не могу выполнить все заказы, которые получаю».

С стороны поставщика Джей Форман занимается производством игрушек с партнерами-производителями в Китае уже более трех десятилетий, и он никогда не видел ничего подобного. Его компания по производству игрушек среднего размера Basic Fun находится на пороге лучшего года в своей истории — возможно, объем продаж достигнет 170 миллионов долларов. Недостатка в спросе нет, родители затариваются подарками, поскольку пандемия затягивается. Но из-за нехватки грузовых контейнеров тысячи Lite Brites и TinkerToys компании ожидают отправки. Только на одном заводе в Шэньчжэне имеется готовой продукции на сумму около 8 миллионов долларов, которой можно заполнить 140 контейнеров.

«У меня есть грузовики Tonka на юге и медвежата Care Bears на севере», — сказал Форман, генеральный директор компании, о логистических проблемах в Китае. «Мы побьем прошлогодние показатели, но проблема в том, что мы не знаем, удастся ли нам отгрузить продукцию в последние четыре месяца года. Цепочка поставок — это катастрофа, и она становится только хуже».

Лариан из MGA готов заплатить более 20 000 долларов за контейнер для перевозки грузов — по сравнению с примерно 2000 долларов год назад — и считает за благо, что он управляет частной компанией, которой не нужно отчитываться перед акционерами. Он испытывает трудности с простой выгрузкой товаров с грузовых судов в порту Лос-Анджелеса. Недавно у MGA было более 600 контейнеров, заполненных игрушками, такими как самые продаваемые куклы L.O.L. Surprise, которые ожидали разгрузки более шести недель.

«Этой осенью будет нехватка игрушек», — сказал Лариан. «Это будет трудный год для розничных торговцев».

Когда пандемия обрушила мировую экономику в начале 2020 года, заводы замедлили производство или закрылись. Оказалось, что это было проще простого. Заново запустить производство оказалось гораздо сложнее. По словам Ли Класкоу, аналитика по логистике Bloomberg Intelligence, цепь поставок захлестнуло так много событий, таких как блокировка Суэцкого канала, и динамика рынка, например, нехватка рабочей силы и резкий рост транспортных расходов, что кажется, будто происходит одно событие «черного лебедя» за другим.

«Цепочка поставок никогда не имела возможности вернуться к нормальной работе», — сказал Класков.

Один из лучших сценариев на четвертый квартал заключается в том, что крупные розничные компании резко увеличат расходы на логистику — в том числе прибегнут к использованию более дорогостоящих авиаперевозок или зафрахту целых грузовых судов — но при этом сохранят целевые показатели продаж. Это, скорее всего, приведет к снижению маржи прибыли, но также может привести к отъему доли рынка у более мелких конкурентов, которые не могут сравниться с ними по размеру карманов.

«Мы лучше других чувствуем, что получим наш товар к празднику», — сказал Майкл Матиас, финансовый директор сети магазинов одежды American Eagle Outfitters. Розничная компания потратила больше средств на авиаперевозки, чтобы обеспечить доставку товаров к Рождеству. «Здесь будут некоторые игроки, которые могут даже не получить свой товар».

Подробнее: Почему судоходство было в беде еще до пандемии

Кен Хикс, генеральный директор компании Academy Sports and Outdoors, рассчитывает на это преимущество для повышения результатов. Сеть, расположенная в Кэти, штат Техас, уже несколько месяцев использует свои масштабы для подготовки к пиковому сезону. Это включало в себя более ранний импорт товаров, перемещение поставок с перегруженного западного побережья в такие порты, как Галвестон, штат Техас, и бронирование грузовых мощностей в начале года.

Но даже с учетом всех этих усилий по смягчению последствий и масштабов компании, объем продаж которой в прошлом финансовом году составил 4 миллиарда долларов, Хикс сказал, что уровень запасов был лишь «адекватным». Товаров достаточно для достижения целей продаж, но, по его оценкам, уровень розничной торговли примерно на 10% ниже того, который он хотел бы иметь. Во время пика пандемии в прошлом году сеть просто не могла приобрести такие товары, как велосипеды, тренажеры и удочки. Теперь она может, просто не так много, как хотелось бы. Например, в каждом магазине в идеале должно быть семь беговых дорожек, но на самом деле их примерно в два раза меньше, сказал он.

Принятия разумных решений в области доставки и цепочки поставок было достаточно для Джанин Стихтер, аналитика Jeffries, чтобы недавно повысить рейтинг производителя обуви Steve Madden до «покупать» после «держать» с начала освещения в начале 2018 года. Компания перенесла около половины своего производства в Мексику и Бразилию, сократив воздействие на азиатские рынки, такие как Вьетнам. По ее словам, производство товаров ближе к США позволило вдвое ускорить сроки изготовления продукции по сравнению с конкурентами.

«Проблемы с цепочкой поставок постоянно ухудшаются», — сказал Стихтер. До конца года «ключевым фактором успеха будет способность поставлять продукцию вовремя или относительно вовремя».

Между тем, Bank of America на прошлой неделе понизил рейтинг сети универмагов Kohl’s с эквивалента «покупать» до «продавать» и снизил целевую цену на акции примерно на треть из-за растущих логистических расходов.

Больший, более системный риск, который может ударить по каждому ритейлеру, заключается в том, что американцы тратят меньше, чем ожидалось, из-за недостатка товарных запасов. Доступные товары также могут оказаться не слишком привлекательными. Резкий рост цен на доставку заставил производителей принимать трудные решения о том, что перевозить. Хикс, генеральный директор Academy Sports, предсказал, что покупателям «придется довольствоваться большим, потому что у них просто не будет такого хорошего выбора».

Перевозка крупных предметов и товаров с низкой стоимостью сейчас не имеет большого экономического смысла. Айфоны маленькие и дорогие, что делает их идеальным товаром для отправки или авиаперевозки в условиях растущих транспортных расходов. Но то же самое нельзя сказать о мебели низкого класса или больших мягких животных. Компания Basic Fun в Бока-Ратоне, штат Флорида, экспортирует гораздо больше Mash’ems, потому что в один контейнер помещается 135 000 долларов США этих маленьких, мягких коллекционных игрушек. Он перевозит гораздо меньше грузовиков Tonka, потому что они громоздкие и занимают больше места, а долларовая стоимость, которую можно вместить в контейнер, ограничена всего 36 000 долларов.

В компании Whom Home в Лос-Анджелесе генеральный директор Джон Басс сказал, что ему пришлось убрать около 70% продукции компании — в общей сложности тысячи предметов, включая настенный декор и мебель — с сайтов розничных партнеров, таких как Walmart и Wayfair, потому что компания не может обеспечить их поставку. В некоторых случаях из-за резкого роста стоимости материалов и транспортировки цена товара оказалась выше, чем розничный продавец был готов заплатить.

«Потребители проигрывают, потому что их выбор ограничен», — сказал Басс, который занимается производством товаров уже три десятилетия. «Это не обычное время в мире бизнеса. Нет стабильности».

Рост затрат в цепочке поставок, например, цены на хлопок достигли девятилетнего максимума, и на рабочую силу также, вероятно, приведет к росту цен на товары, что может снизить расходы. Или же это может привести к большему переходу от товаров повседневного спроса к впечатлениям и услугам — тенденция, уже наметившаяся в этом году, поскольку американцы возвращаются к путешествиям и ужинам. Промышленность также ожидает гораздо меньше рекламных акций, чем обычно, поскольку запасы товаров ограничены, что отпугнет охотников за выгодными покупками.

К тому же, благодаря легкости и скорости электронной коммерции, ожидания потребителей очень высоки, и розничная торговля готова серьезно разочаровать массы. Если прошлый праздничный сезон был назван «корабельным», то как будет называться этот год? Легко предвидеть бум подарочных карт, вызванный разочарованием, когда американцы устанут от отсутствия товара на складе и логистических казусов.

«Существует определенная недооценка риска» для результатов розничной торговли, сказала Дженнифер Барташус, аналитик Bloomberg Intelligence, в сферу деятельности которой входят массовые торговые предприятия. «Цепочка поставок затрагивает всех. Удовлетворить ожидания покупателей в условиях, когда все находится в подвешенном состоянии, практически невозможно».

Некоторые инвесторы приходят в себя. Короткие позиции в биржевом фонде SPDR S&P Retail, который имитирует индекс S&P Retail Select Industry Index, резко выросший в этом году, недавно достигли самого высокого уровня с конца 2019 года.

Но розничная торговля предвидела это. Крупные фирмы, имеющие финансовые возможности, хранят товары на собственных складах или арендуют помещения, чтобы быть уверенными в том, что они смогут начать заполнять полки в течение следующих нескольких недель. По словам Барташуса, это еще один пример того, как «масштаб станет основным отличительным фактором» в этом праздничном сезоне.

Также предпринимаются попытки заставить американцев делать покупки к праздникам раньше. Одна из попыток заключается в том, чтобы создать новое событие для покупок в начале октября, в рамках которого такие розничные компании, как Guess? будут проводить прямые трансляции на своих сайтах. Однако это кажется непосильной задачей, учитывая, что электронная коммерция приучила массы к тому, что покупки приходят через несколько дней, как по часам. Ритейлеры также традиционно приберегают некоторые крупные акции на неделю перед Рождеством, чтобы стимулировать поздние расходы.

«Потребители могут увидеть новости о резервном копировании портов, но это не станет достоянием гласности, пока они не попытаются купить игрушку года и не смогут ее получить», — сказал Барташус. «Вот тогда-то они и перейдут в режим кризиса».

Многие розничные торговцы уже там.

Самое читаемое из Bloomberg Businessweek

Самый богатый и самый белый район Атланты хочет отделиться

‘Большинство американцев сегодня считают, что фондовый рынок сфальсифицирован, и они правы’

Заброшенная больница, получившая второй шанс за 1 доллар