В перегруженной цепи поставок наблюдается «значительный прогресс», но грузы, суда задерживаются в преддверии праздников

Проблемы с цепочками поставок, которые захватывают товары со всего мира и усиливают инфляционное давление, когда потребители и компании пытаются найти дефицитные товары, постепенно отступают в преддверии Рождества.

В узких местах судоходных узлов Западного побережья, принимающих бесчисленные грузовые суда, портовые чиновники отмечают, что работники доков и операторы терминалов перевезли почти 9 миллионов контейнеров, что на полмиллиона больше, чем будет переработано за все 12 месяцев 2020 года.

Покупатели все еще испытывают трудности с поиском товаров, а компании все еще пытаются удовлетворить растущий спрос эпохи COVID-19. Но на пресс-конференции в четверг Марио Кордеро, исполнительный директор порта Лонг-Бич, настаивал на том, что есть «некоторые признаки улучшения» в решении проблемы праздничного отставания.

«По состоянию на утро [четверга] 74 контейнеровоза находятся на пути в портовый комплекс залива Сан-Педро. Неподалеку от побережья 28 контейнеровозов ожидают на якоре. Это меньше, чем 86, всего три недели назад», — сказал Кордеро.

Кордеро сказал, что перегруженность портов-близнецов Лонг-Бич и Лос-Анджелес, на которые приходится 40% морских грузов, поступающих в США, является «временной» ситуацией и частью «эффекта домино», вызванного коронавирусом.

«Вы увидите некоторую нормализацию в цепи поставок, по моему мнению, летом 2022 года», — добавил руководитель порта.

Корабли показаны в море в порту Лонг-Бич на фоне проблем с цепочкой поставок 22 ноября 2021 года в Лонг-Бич, Калифорния, США. REUTERS/Mike Blake

Количество контейнеровозов, стоящих на якоре или без дела в пределах 40 миль от портов, увеличилось благодаря новой системе очередей, которая поощряет суда ждать за пределами специально выделенной зоны безопасности и качества воздуха (SAQA). Эта зона простирается на 150 миль к западу от портов и на 50 миль к северу и югу.

Однако другие меры показали, что «узкие места» все еще сохраняются. Согласно данным, приведенным торговым изданием American Shipper, фактическое количество судов, ожидающих за пределами Лос-Анджелеса и Лонг-Бич, в начале декабря достигло рекордно высокого уровня — 96, причем 56 из них ожидали за пределами 40-мильной зоны.

Перегруженность портов Калифорнии — «немного неоднозначная история»: узкие места все еще остаются проблемой на фоне некоторой оттепели.

«Ситуация на земле улучшается, но на воде она пока не улучшается», — сказала Санне Мандерс, операционный директор Flexport, в интервью Yahoo Finance Live на прошлой неделе. «Передняя часть пробки начинает движение, а задняя часть все еще отстает».

По данным Marine Exchange of Southern California, по состоянию на среду в 40-мильной зоне ожидали 113 контейнеровозов. Индикатор своевременности океанских перевозок (OTI) компании Flexport, который измеряет время от места производства до порта назначения, показал, что на прошлой неделе время в пути достигло рекордно высокого уровня — 112 дней, что вызвано увеличением времени, затрачиваемого океанскими судами на доставку из Азии в Европу.

Транстихоокеанское восточное направление, маршруты Китай-США, подскочило до 106 дней, исходя из времени, затрачиваемого на доставку грузов в азиатские порты, по данным Flexport.

Между тем, в таких портах, как Саванна, Джорджия, Ньюарк, Нью-Джерси, а также в Великобритании, Нидерландах и Китае, наблюдались массовые задержки: в прошлом месяце около шестисот грузовых судов по всему миру ожидали разгрузки.

На фоне задержек должностные лица калифорнийского порта отложили план по наложению штрафов на брошенные контейнеры, которые стали бельмом на глазу у жителей.

Плата за пребывание контейнеров в порту» помогла ускорить перевалку контейнеров с терминалов по всему портовому комплексу, но Кордеро сказал, что должностные лица будут следить за ситуацией и пересмотрят ее уже в понедельник. С тех пор, как в октябре было объявлено о введении нового сбора, порты отметили совокупное снижение количества стареющих грузов на причалах на 47%.

«Мы также эвакуируем пустые контейнеры из наших терминалов. Пустые контейнеры составляют около 36% всех контейнеров на терминалах — это меньше, чем 45%, всего пару недель назад», — сказал Кордеро в четверг. «Мы еще не выбрались из леса, но мы добиваемся значительного прогресса».

Эти сборы появились на фоне плана администрации Байдена по организации круглосуточных операций в узловых пунктах Лос-Анджелес — Лонг-Бич, чтобы уменьшить давление на узкие места в цепи поставок, но только один из семи контейнерных терминалов в порту Лос-Анджелеса фактически выполнил эту задачу.

СПРИНГВИЛЛЬ, UT — 05 НОЯБРЯ: Грузовик Walmart отъезжает после заправки вместе с другими дальнобойщиками на стоянке Loves Truck 5 ноября 2021 года в Спрингвилле, штат Юта. Нехватка водителей грузовиков усугубляет транспортные проблемы, способствуя сбоям в цепочке поставок на мировом рынке. (Фото George Frey/Getty Images)

Тем временем отдельные крупные компании розничной торговли принимают меры по доставке товаров в США с зарубежных заводов. Несколько розничных компаний, включая Walmart (WMT), The Home Depot (HD), Target (TGT) и Ikea, зафрахтовали грузовые суда, чтобы самостоятельно облегчить бремя цепочки поставок.

Крупные розничные торговцы могут иметь «больше влияния» по сравнению с «мелкими» импортерами, сказал Мандерс из Flexport в интервью Yahoo Finance.

«Реальность такова, что вы мало что можете сделать. Не может быть и речи о внезапном появлении армий дальнобойщиков из любой другой точки страны, чтобы помочь этим крупным розничным компаниям», — добавил он.

Тем не менее, малые предприятия надеются, что этот сезон даст необходимый толчок бизнесу, ведь многие из них страдают от нехватки работников, резкого роста цен и отсутствия необходимых товаров.

«Проблемы с цепочками поставок будут с нами в обозримом будущем во многих отраслях, — сказала в своем заявлении Клара Ших, генеральный директор Salesforce Service Cloud.

«Эти проблемы оказывают огромное влияние на качество обслуживания клиентов, которое будет только усиливаться в праздничный сезон. Каждая компания должна предвидеть и активно общаться с клиентами уже сейчас, иначе она потеряет доверие клиентов», — добавил Ших.

В рамках еще одной попытки уменьшить заторы Лонг-Бич объявил в четверг о новой инициативе по сбору данных для обеспечения прозрачности для участников цепочки поставок, запуск которой намечен на февраль 2022 года.

Проект, получивший название «Информационная магистраль цепочки поставок», предназначен для обмена данными между участниками, «чтобы грузы доставлялись более надежно и эффективно», — сказал Ноэль Хацегаба, заместитель исполнительного директора порта Лонг-Бич, на пресс-конференции в четверг.

Согласно отчету Oden «Состояние производства в 2021 году», кризис подтолкнул более половины производителей к значительным изменениям в цепочках поставок. Такие отрасли, как автомобильная, начали переводить производство на периферию или «ближние берега», сокращая масштабы производства, чтобы быть ближе к клиентам, но даже эти усилия сопряжены с трудностями.

Азия завладела всей [интеллектуальной собственностью] на производство товаров, поэтому не так-то просто вдруг сказать: «О, да, давайте делать это дома», — сказал Мандерс из Flexport.