Умные контракты могут переосмыслить бизнес — но это не означает широкую открытость

В своей ежемесячной колонке о криптотехнологиях израильский серийный предприниматель Ариэль Шапира рассказывает о новых технологиях в сфере криптовалют, децентрализованных финансов и блокчейна, а также об их роли в формировании экономики 21 века.

Контракт — обязательство стороны А сделать то, что желает сторона Б, по цене, которую обе стороны сочтут справедливой, — во многом является основой для функционирования человеческого общества. В подтверждение этого даже царь Хаммурапи, которого считают автором одного из самых древних правовых кодексов в мире, счел нужным кодифицировать правила, касающиеся связей и договорных обязательств между купцами и их агентами.

Если во времена великого правителя купцы доверяли свои соглашения глиняным табличкам, то современные партнеры все чаще доверяют свои контракты блокчейну. Они стремятся использовать смарт-контракты — децентрализованные приложения (DApps), хранящиеся на цепочке в виде исполняемого кода, который может быть запущен любым пользователем сети. Когда-то смарт-контракты были новшеством, привнесенным в Ethereum, теперь они используются в сотнях децентрализованных финансовых услуг (DeFi), где пользователи доверяют коду, а не централизованной структуре. Хотя централизованные организации могут выполнять многие из тех же функций, DeFi строится на идее, что централизация способствует цензуре и неэффективности, в то время как децентрализованные сервисы более открыты, прозрачны и безопасны.

Все это вполне применимо в корпоративном мире. Любая бизнес-операция часто включает в себя определенную последовательность действий, которую компания повторяет снова и снова. Звучит немного похоже на компьютерный алгоритм, не так ли? То же самое относится и к контракту, особенно если его условия легко представить как набор констант с условиями «если — то». Автоматизированный и самоусиливающийся контракт значительно снижает неопределенность в работе. Децентрализовав его, компании сохраняют баланс сил, избегая необходимости доверять централизованному посреднику. Это, пожалуй, самый важный подарок блокчейна деловому сообществу.

Поэтому неудивительно, что все больше компаний внедряют смарт-контракты в деловой мир. Watr Foundation, институциональный блокчейн-проект, переводит торговлю сырьевыми товарами на цепочку, при этом смарт-контракты управляют большинством соответствующих процессов. ClearX использует смарт-контракты, чтобы помочь компаниям урегулировать сложные соглашения, например, споры о роуминге между поставщиками телекоммуникационных услуг. SEIF применяет аналогичную логику в сфере юриспруденции, предоставляя клиентам множество шаблонов для использования. Импульс есть, и в дальнейшем мы, вероятно, увидим больше крупных компаний, использующих смарт-контракты.

На первый взгляд, энтузиасты криптовалют могут увидеть в этом многообещающую тенденцию. Больше компаний, использующих блокчейн, означает больше наличности и ликвидности для криптовалютной экосистемы, а значит, больше топлива для путешествия на Луну, верно? Не обязательно.

Строить стены, а не мосты

Представим себе будущее, в котором предприятия перешли на цепочку on-chain, и целые ансамбли смарт-контрактов теперь управляют их повседневным взаимодействием. Эта гигантская цифровая инфраструктура опирается на миллионы потоков данных от автоматизированных производственных линий с датчиками до «умных» грузов, передающих информацию об их местонахождении и статусе, и все это проверяется, аутентифицируется и оплачивается практически без участия человека. Платежи, конечно, осуществляются в токенах, а слово «блокчейн» написано повсюду.

Но вот первая загвоздка: Никто не говорит, что блокчейн должен быть публичным. Если уж на то пошло, то предприятиям имеет смысл выбрать частные блокчейны с правом доступа, которые будут закрыты для обычных инвесторов и трейдеров. Такая толпа только испортит праздник, привнеся спекулятивный элемент в систему, где все основные участники действительно заинтересованы в стабильной единице стоимости. В противном случае совершать сделки в этой экосистеме станет намного сложнее. Публичный блокчейн не возлагает бремя финансирования и поддержки на своих участников, но компании корпоративного уровня вряд ли будут этим обременены.

Эмитентам стабильных монет тоже не стоит слишком восторгаться этой картиной. Это правда, что теперь они позиционируются гораздо лучше для обеспечения всех вещей в сфере
business-to-business, поскольку они действительно предлагают предварительную стабильность, что и нужно бизнесу. Те из них, кому удастся войти в блокчейн-проекты B2B прямо сейчас, вполне могут получить неплохую прибыль. Однако в дальнейшем они могут оказаться вытеснены цифровыми валютами центральных банков (CBDC).

С точки зрения бизнеса, CBDC — возможно, «обернутая», т.е. принесенная на цепь, как обертка. т.е. выведенный на цепь, как выведенный Биткойн (wBTC) в сети Ethereum, — отлично подходит для платежей на цепи, поскольку снимает огромный ряд неопределенностей, связанных с криптовалютами. Кроме того, что он стабилен, как фиат, он почти не омрачен никакими нормативными проблемами и является законным платежным средством, в отличие от собственных токенов, которые могут использовать их частные блокчейны.

Корпоративное принятие блокчейна может стать интересным — если не эпохальным — событием, но это больше относится к технологическому гику, чем к спекулятивному трейдеру. Держать все в открытом доступе вряд ли имеет смысл, если вам нужна стабильная и бесперебойно работающая система, а не свободная гонка на Луну.

Компании, которые используют блокчейн, могут стать интересными, если вообще могут, событиями.

Другая сторона медали

Да, большая часть нашего видения будущего бизнеса основана на частных блокчейнах, отгороженных от белого шума большого мира. Однако так же легко представить себе более публичную экосистему, ориентированную на бизнес, но сфокусированную на небольших игроках, которые выиграют от этой трансформации не меньше, чем гиганты. Начиная с операций, основанных на смарт-контрактах, и заканчивая возможностями привлечения средств с помощью предложения токенов или даже промо-акциями с использованием неиграбельных токенов (NFT) для повышения лояльности клиентов — вариантов множество.

Разница заключается в том, что малые и средние компании могут предпочесть использовать публичные блокчейны вместо того, чтобы отгородиться стеной в своих частных блокчейнах, просто потому, что они предоставляют так много ресурсов без каких-либо дополнительных затрат. К ним относятся тысячи уже работающих узлов, а также целый ряд сервисов, запущенных и работающих благодаря независимым командам разработчиков. Таким образом, тот, кто хочет упростить блокчейн для малых и средних предприятий, может занять хорошую нишу на рынке.

Каким бы инновационным ни был биткойн (BTC) в свое время, технологическая эволюция, которую он запустил, медленно, но верно движется вперед. Возможно, это правда, что нельзя решить любую проблему, просто поместив ее в цепочку, как считают некоторые из самых ярых евангелистов, но не менее верно и то, что есть сферы и задачи, которые могут выиграть от децентрализованных решений. Бизнес — одна из таких сфер, и хотя его крупнейшие игроки, скорее всего, предпочтут придерживаться своего собственного лота, остальные будут более открыты для общественности, открывая больше возможностей и для розничных инвесторов.

Эта статья не содержит инвестиционных советов или рекомендаций. Любой инвестиционный или торговый шаг связан с риском, и читатели должны проводить собственные исследования при принятии решения.

Взгляды, мысли и мнения, выраженные здесь, принадлежат только автору и не обязательно отражают или представляют взгляды и мнения Cointelegraph.

Ариэль Шапира — отец, предприниматель, спикер, велосипедист, основатель и генеральный директор Social-Wisdom, консалтингового агентства, работающего с израильскими стартапами и помогающего им налаживать связи с международными рынками.