Анализ — Крушение самолета «Китай Истерн» может затормозить восстановление Boeing в Китае, возвращение MAX

Джейми Фрид и Эрик М. Джонсон

(Рейтер) — Смертельное крушение самолета 737-800 авиакомпании China Eastern Airlines может отбросить назад усилия компании Boeing по восстановлению позиций на крупнейшем в мире рынке самолетов и поставке более 140 самолетов 737 MAX, уже построенных для китайских заказчиков.

Самолет 737-800, разбившийся в понедельник, не оснащен оборудованием, которое привело к авариям 737 MAX более трех лет назад, но это может не иметь значения для китайских пассажиров и национального регулятора, известного скрупулезными требованиями к безопасности.

China Eastern заявила, что причина крушения находится в стадии расследования. Такие аварии обычно связаны с множеством факторов, и эксперты предупредили, что еще слишком рано делать какие-либо выводы о возможных причинах, особенно в свете скудности имеющейся информации.

Китай был первой страной, которая сняла с эксплуатации 737 MAX после смертельных катастроф в Индонезии и Эфиопии более трех лет назад, и это единственный крупный рынок, где MAX не возобновил коммерческие полеты.

На прошлой неделе из Сиэтла вылетел 737 MAX, построенный для дочерней компании China Eastern — Shanghai Airlines, и направился на завод Boeing в Чжоушане, где завершается строительство самолета, сообщили источники в отрасли, что свидетельствует о том, что возвращение модели в эксплуатацию в Китае близко.

По данным сайта FlightRadar24, самолет приземлился на Гуаме 15 марта в рамках многоэтапного путешествия и с тех пор не двигался с места в течение недели.

Самолет остается на Гуаме из-за «незначительной технической проблемы», по словам представителя компании Boeing, который отказался предоставить более подробную информацию.

«Наша команда выявила проблему и работает над логистикой, чтобы решить ее надлежащим образом и возобновить полет парома, когда он будет готов», — добавил представитель компании.

Роберт Спингарн, управляющий директор Melius Research, специализирующийся на аэрокосмическом секторе, сказал, что возвращение MAX в Китай может быть отложено до тех пор, пока власти этой страны не получат ответы на вопросы о причинах крушения самолета China Eastern. Китайский авиационный регулятор известен тем, что очень тщательно подходит к вопросам безопасности.

Китайские авиакомпании не нуждаются в новых самолетах MAX, поскольку спрос на них снизился после крупнейших за последние два года вспышек COVID-19 в стране, сообщили источники в отрасли. Однако американский производитель уже построил более 140 самолетов MAX для китайских заказчиков, которые ожидают поставки после возвращения самолетов в коммерческую эксплуатацию, сказал человек, знакомый с этим вопросом.

В понедельник акции компании Boeing подешевели на 3,6%. Компания Boeing отказалась комментировать вопрос о том, может ли авария задержать восстановление бизнеса в Китае, в то время как авиационный регулятор Китая не сразу ответил на просьбу о комментарии.

По данным авиационной консалтинговой компании IBA, разбившийся самолет 737-800 является более ранней моделью с высокими показателями безопасности, и в Китае эксплуатируется около 1200 самолетов, что делает его крупнейшим в мире рынком для этого самолета.

По данным авиационной компании Cirium, во всем мире в эксплуатации находится более 4 200 самолетов 737-800.

В понедельник авиакомпания China Eastern и две ее дочерние компании сняли с эксплуатации парк самолетов 737-800. По данным британской авиационной консалтинговой компании IBA, у группы 225 самолетов.

Другие китайские перевозчики продолжают летать на этих самолетах, согласно данным китайского поставщика авиационных данных Flight Master.

Аналитики Jefferies считают, что китайский авиационный регулятор вряд ли станет отзывать флот 737-800, если только не заподозрит в качестве первопричины техническую неисправность, поскольку эксплуатационные последствия отзыва более 1000 самолетов на втором по величине внутреннем авиационном рынке в мире могут быть весьма серьезными.

Однако есть опасения, что китайская общественность может захотеть избежать полетов на 737-800 до выяснения причины катастрофы, учитывая более широкие репутационные проблемы с семейством 737, возникшие из-за MAX, отметил в своей записке аналитик Cowen Кай фон Румор.

«Следовательно, установление причины крушения будет иметь решающее значение», — добавил он, отметив, что основными причинами крушений коммерческих самолетов, как правило, являются проблемы с техническим обслуживанием, ошибка пилота или саботаж, а не производственные или конструкторские проблемы.

Компания Boeing отменила встречу своих руководителей, запланированную на эту неделю в Майами, чтобы сосредоточить свое внимание на оказании помощи следствию и компании China Eastern, сообщил агентству Reuters второй человек, знакомый с вопросом.

«Мы находимся в тесном контакте с нашим клиентом и регулирующими органами с момента аварии и предлагаем полную поддержку наших технических экспертов в расследовании», — заявил генеральный директор Boeing Дэйв Кэлхун в служебной записке для сотрудников, с которой ознакомилось агентство Reuters.