Анализ: Крушение самолета China Eastern может затормозить восстановление Boeing в Китае, возвращение MAX

Джейми Фрид и Эрик М. Джонсон

(Рейтер) — Смертельное крушение самолета 737-800 авиакомпании China Eastern Airlines может отбросить назад усилия компании Boeing по восстановлению позиций на крупнейшем в мире рынке самолетов и поставке более 140 самолетов 737 MAX, уже построенных для китайских заказчиков.

Самолет 737-800, разбившийся в понедельник, не оснащен оборудованием, которое привело к авариям 737 MAX более трех лет назад, но это может не иметь значения для китайских пассажиров и национального регулятора, известного скрупулезными требованиями к безопасности.

China Eastern заявила, что причина крушения находится в стадии расследования. Такие аварии обычно связаны с множеством факторов, и эксперты предупредили, что еще слишком рано делать какие-либо выводы о возможных причинах, особенно в свете скудности имеющейся информации.

Китай был первой страной, которая сняла с эксплуатации 737 MAX после смертельных катастроф в Индонезии и Эфиопии более трех лет назад, и это единственный крупный рынок, где MAX не возобновил коммерческие полеты.

На прошлой неделе из Сиэтла вылетел 737 MAX, построенный для дочерней компании China Eastern — Shanghai Airlines, и направился на завод Boeing в Чжоушане, где завершается строительство самолета, сообщили источники в отрасли, что свидетельствует о том, что возвращение модели в эксплуатацию в Китае уже близко.

По данным сайта FlightRadar24, самолет приземлился на Гуаме 15 марта в рамках многоэтапного путешествия и с тех пор не двигался с места в течение недели. Компания Boeing отказалась от комментариев.

Колин Скарола, старший аналитик по акциям CFRA Research, сказал, что он не удивится, если авария еще больше отсрочит возвращение MAX в Китай, где авиационный регулятор известен своей тщательностью в вопросах безопасности.

Китайские авиакомпании не нуждаются в новых самолетах MAX, поскольку спрос на них снизился после крупнейших за два года вспышек COVID-19 в стране, сообщили источники в отрасли. Но американский производитель уже построил более 140 самолетов MAX для китайских заказчиков, которые ожидают поставки после возвращения самолетов в коммерческую эксплуатацию, сказал человек, знакомый с вопросом.

В понедельник акции Boeing подешевели на 3,6%.

По данным авиационной консалтинговой компании IBA, 737-800, потерпевший крушение, является более ранней моделью с высокими показателями безопасности, и в Китае эксплуатируется около 1200 самолетов, что делает его крупнейшим в мире рынком для этого самолета.

По данным авиационной компании Cirium, во всем мире в эксплуатации находится более 4 200 самолетов 737-800.

China Eastern сняла с эксплуатации свой парк самолетов 737-800, сообщили государственные СМИ. По данным IBA, эта компания является шестым по величине оператором самолетов этого типа в стране, имея 89 самолетов, но другие китайские перевозчики продолжают летать на этих самолетах, а China Eastern не сняла с эксплуатации свои аналогичные, но немного меньшие по размеру самолеты 737-700.

Аналитики Jefferies считают, что китайский авиационный регулятор вряд ли будет снимать с эксплуатации парк самолетов 737-800, если только он не заподозрит в качестве первопричины техническую неисправность, поскольку эксплуатационные последствия снятия с эксплуатации более 1000 самолетов на втором по величине внутреннем авиационном рынке в мире могут быть весьма серьезными.

Однако есть опасения, что китайская общественность может отказаться от полетов на самолетах 737-800 до выяснения причин крушения, учитывая более широкие репутационные проблемы с семейством 737, вызванные MAX, отметил в своей записке аналитик Cowen Кай фон Румор.

«Следовательно, установление причины крушения будет иметь решающее значение», — добавил он, отметив, что основными причинами крушений коммерческих самолетов, как правило, являются проблемы с техническим обслуживанием, ошибка пилота или саботаж, а не производственные или конструкторские проблемы.

Компания Boeing отменила встречу своих руководителей, запланированную на эту неделю в Майами, чтобы сосредоточить свое внимание на оказании помощи следствию и компании China Eastern, сообщил агентству Reuters второй человек, знакомый с вопросом.

«Мы находимся в тесном контакте с нашим клиентом и регулирующими органами с момента аварии и предлагаем полную поддержку наших технических экспертов в расследовании», — заявил генеральный директор Boeing Дэйв Кэлхун в служебной записке для сотрудников, с которой ознакомилось агентство Reuters.