Неустойчивое восстановление компании Boeing в Китае пошатнулось после последней аварии 737

(Bloomberg) — Компания Boeing Co. столкнулась с новым кризисом после падения самолета 737 с неба в Китае, что вызвало новые опасения по поводу самого продаваемого семейства самолетов и продлило один из самых неспокойных периодов в столетней истории авиационного титана.

Самолет 737-800, эксплуатируемый China Eastern Airlines Corp. в понедельник упал носом в гористую местность со 132 людьми на борту, что заставило перевозчика снять с эксплуатации свой парк этих самолетов-рабочих лошадок. Эта модель относится к так называемому «новому поколению» самолетов 737, которые с момента своего появления в 1990-х годах накопили хорошие показатели безопасности.

Трагедия вновь привлекла пристальное внимание к компании Boeing после того, как два ее самолета 737 Max разбились в 2018 и 2019 годах, в результате чего погибли 346 человек и была проведена одна из самых длительных посадок в истории авиации.

Последний инцидент произошел не с самолетом Max. Тем не менее, это неудача для усилий Boeing по восстановлению доверия к своей культуре безопасности и семейству самолетов 737 — крупнейшему источнику дохода компании. Это также ставит под угрозу зарождающееся восстановление чикагского производителя в Китае — критический шаг, необходимый для восстановления после трех лет финансовых потерь. Boeing был на пороге возвращения своих самолетов Max в коммерческую эксплуатацию в стране, чьи регулирующие органы были первыми, кто снял эту модель с эксплуатации в 2019 году.

Авария, произошедшая в понедельник, «произошла в чрезвычайно сложный момент, когда Boeing, наконец, собирается возобновить поставки 737 Max в Китай после трехлетнего перерыва», — сказал Сет Сейфман, аналитик JPMorgan, в записке для клиентов. «Комментарии китайских властей в ближайшие дни и недели будут иметь решающее значение для оценки влияния этой трагедии на восстановление Boeing».

В понедельник компания Boeing заявила, что она оказывает поддержку своим клиентам-авиаперевозчикам и готова помочь властям США и Китая. Акции компании упали на 4,2% до $184,73 в 1:51 вечера в Нью-Йорке. До закрытия торгов в пятницу акции упали на 4,2% в этом году.

Китайские авиакомпании были одними из крупнейших покупателей 737-го самолета. До того, как Max был снят с производства, эта страна принимала до трети узкофюзеляжных самолетов, которые ежегодно выпускались с завода Boeing в Сиэтле.

В знак потенциальной оттепели на своем крупнейшем зарубежном рынке, Boeing на прошлой неделе отправил первый Max через Тихий океан после снятия самолета с производства в китайский центр доставки к югу от Шанхая.

После сжигания более 20 миллиардов долларов на расходы, связанные с заземлением, финансовый поворот Boeing зависит от его способности возобновить поставки самолетов 737 в большем объеме. Руководители компании планировали поставить в этом году около 500 самолетов Max. Это уже под вопросом после вялого начала, сказал Сейфман. За темпами производства также будут внимательно следить с точки зрения влияния на поставщиков, таких как Spirit AeroSystems Holdings Inc, которая производит большую часть планера самолета для Boeing.

Что говорит Bloomberg Intelligence

«Это событие может продлить время, необходимое для того, чтобы облигации производителя оригинального оборудования сократили дисконт, с которым они торгуются по отношению к промышленным аналогам уровня три-B. Сокращение запасов и генерирование денежных средств являются ключевыми факторами для сокращения долга и снижения нагрузки на профиль финансовых рисков компании.»

— Мэтью Геудтнер, кредитный аналитик BI.

Авария также повышает вероятность еще большего замешательства и обратной реакции среди путешественников, некоторые из которых избегали летать на Max после пагубных разоблачений, появившихся в результате предыдущих аварий.

Тогдашний генеральный директор Деннис Муйленбург был смещен со своего поста за то, как он справился с кризисом в 2019 году, поскольку компания Boeing столкнулась с пристальным вниманием со стороны Конгресса, регулирующих органов и правоохранительных органов. В последние недели промахи компании в области безопасности были освещены в фильме «Падение: The Case Against Boeing», документальном фильме Netflix.

«Учитывая проблемы компании BA с 737 Max, есть вероятность, что потребители не захотят летать на 737, пока не будет установлено, что причина крушения самолета China Eastern не является конструктивной или производственной проблемой», — сказал в своей записке аналитик Cowen Кай фон Румор, ссылаясь на компанию Boeing по ее биржевому символу. «Следовательно, установление причины крушения будет иметь решающее значение».

Пока слишком рано говорить о причинах аварии самолета China Eastern, расследование может занять месяцы или годы. Погибший самолет был относительно молодым, он совершал коммерческие полеты около семи лет. По словам фон Румора, основными причинами таких аварий, как правило, являются проблемы с техническим обслуживанием, ошибка пилота или саботаж, а конструктивные или производственные проблемы менее вероятны.

Компания Boeing поставила более 7 000 самолетов из линейки 737NG, что делает их самым продаваемым семейством самолетов в истории производителя. Компания поставила последнюю пассажирскую версию в 2019 году, хотя она все еще использует раму для военных самолетов, таких как подводный охотник P-8 Poseidon.

Однофюзеляжные самолеты являются основным элементом внутренних рейсов в США. Среди крупнейших американских авиакомпаний больше всего самолетов 737-800 у American Airlines Group Inc.: 267 находятся в эксплуатации и 36 временно хранятся на конец 2021 года, согласно данным нормативных документов. У Southwest Airlines Co. их 207, у United Airlines Holdings Inc. — 141, а у Delta Air Lines Inc. — 77.

United заявила, что она находится в контакте с Boeing и FAA по поводу крушения самолета China Eastern и продолжает полеты на своих 737-800. Представитель Delta сказал, что самолеты компании «работают безопасно и в штатном режиме», отказавшись от дальнейших комментариев. American направила вопросы в FAA, а Southwest не предоставила немедленных комментариев.

©2022 Bloomberg L.P.