Ryanair прекращает переговоры с Boeing о заказе самолетов на фоне ценового спора

Конор Хамфрис и Тим Хефер

ДУБЛИН (Рейтер) — Boeing столкнулся с противостоянием с одним из своих крупнейших клиентов после того, как ирландская авиакомпания Ryanair заявила, что прекратила переговоры о покупке самолетов 737 MAX 10 стоимостью в десятки миллиардов долларов из-за разногласий по цене.

Редкое решение о публичной огласке переговоров по крупнобюджетным самолетам принято после нескольких месяцев споров, которые уже отложили сделку по самой большой версии 737 MAX, когда Ryanair повторно заказала меньшую модель в декабре.

Новый крупный заказ Ryanair послужил бы толчком для американского производителя самолетов, поскольку он восстанавливает доверие к самолету MAX, который был снят с производства на 20 месяцев до ноября после двух смертельных аварий. Это также ускорит предварительное восстановление отрасли после пандемии COVID-19.

Крупнейший европейский бюджетный перевозчик уже является крупнейшим заказчиком MAX в регионе, заказав 210 самолетов MAX 8-200 на 197 мест. Он предложил новый заказ на сумму 33 миллиарда долларов по прейскурантным ценам на 250 230-местных MAX 10.

Даже после значительных общеотраслевых скидок такая сделка будет стоить более 10 миллиардов долларов, по оценкам аналитиков.

Но на прошлой неделе генеральный директор группы Ryanair Майкл О’Лири вылил ушат холодной воды на шансы быстрого заключения сделки, заявив, что он будет удивлен, если соглашение будет достигнуто в этом году.

В понедельник он заявил, что переговоры провалились.

«Мы разочарованы тем, что не смогли достичь соглашения», — сказал О’Лири. «Однако у Boeing более оптимистичный прогноз относительно цен на самолеты, чем у нас, и у нас есть дисциплинированный послужной список, чтобы не платить высокие цены за самолеты».

Компания Boeing также поклялась соблюдать дисциплину.

«Ryanair — наш давний партнер. Мы ценим их бизнес и готовы поддерживать его», — сказал представитель компании Boeing. «В то же время, мы продолжаем проявлять дисциплину и принимать решения, которые имеют смысл для наших клиентов и нашей компании».

Акции Ryanair выросли на 1,8%. Американские рынки, на которых котируются акции Boeing, были закрыты в связи с праздником Дня труда.

ВЫСОКИЕ ЦЕННОСТИ

Хотя Ryanair номинально прекратила переговоры, аналитики говорят, что она играет в азартные игры, надеясь, что общественное давление заманит Boeing за стол переговоров с улучшенным предложением, поскольку производитель самолетов жонглирует последствиями кризиса MAX, неопределенностью в отношении COVID-19 и производственными проблемами.

Boeing, однако, похоже, считает, что рынок наконец-то движется в его сторону после получения ряда заказов, включая 150 MAX 10 от United Airlines.

Эксперты отрасли говорят, что Ryanair — один из двух бюджетных королей наряду с Southwest, которые могут настаивать на лучших ценах от Boeing.

Распространение вариантов COVID-19 и общественное признание MAX помогут определить, есть ли у цен дальнейшее пространство для падения или Ryanair, один из самых жестких переговорщиков в отрасли, упустил дно рынка для самой большой модели MAX.

«Стоимость MAX выросла очень незначительно на фоне сокращения запасов», — сказал Роб Моррис, главный консультант компании Ascend by Cirium. «Мы все меньше слышим о некоторых низких ценах».

MAX 10 еще не вступил в эксплуатацию, но оценочная стоимость немного меньшего MAX 9 в последнее время выросла на 2%, хотя все еще на 9-10% ниже уровня до кризиса MAX, сказал он.

Несмотря на разлад с Boeing, О’Лири неоднократно преуменьшал вероятность резкого перехода на сторону конкурирующей компании Airbus из-за длинного листа ожидания на горячо продаваемые самолеты A321neo. В прошлом у двух компаний были напряженные отношения.

В понедельник О’Лири все же сослался на то, что другие клиенты Boeing заключили сделки с Airbus.

Британская авиакомпания Jet2 на прошлой неделе заключила сделку на 36 самолетов A321 neo стоимостью около 4,9 миллиарда долларов. Delta, которая покупает у обоих поставщиков, в августе добавила 30 самолетов A321neo в свой портфель заказов Airbus.

Тем не менее, источники в отрасли говорят, что Airbus может опасаться разбавлять то, что он считает ценовым преимуществом своего самолета A321neo, втягиваясь в ценовую войну с Ryanair, в которой, по мнению немногих, он может победить.

«Вполне вероятно, что Boeing и Ryanair в конечном итоге заключат сделку», — сказал один из ветеранов отрасли.

Компания Airbus отказалась от комментариев.

(Репортаж Конора Хамфриса; редактирование Эдмунда Блэра, Джейн Мерриман и Кармел Кримминс)