Непрочное восстановление компании Boeing в Китае пошатнулось после крушения самолета 737

(Bloomberg) — Компания Boeing Co. столкнулась с новым кризисом после падения самолета 737 с неба в Китае, что вызвало новые опасения по поводу самого продаваемого семейства самолетов и продлило один из самых неспокойных периодов в столетней истории авиационного титана.

Самолет 737-800, эксплуатируемый компанией China Eastern Airlines Corp. в понедельник упал носом в горную местность со 132 людьми на борту, что заставило перевозчика снять с эксплуатации свой парк этих самолетов-рабочих лошадок. Эта модель относится к так называемому «новому поколению» самолетов 737, которые с момента своего появления в 1990-х годах накопили хорошие показатели безопасности.

Трагедия привлекла пристальное внимание к компании Boeing после того, как два ее самолета 737 Max, новейшая версия узкофюзеляжного самолета, упали на землю в 2018 и 2019 годах, убив 346 человек и приведя к одной из самых длительных посадок в истории авиации.

Последний инцидент произошел не с самолетом Max. Тем не менее, это неудача для усилий Boeing по восстановлению доверия к своей культуре безопасности и семейству самолетов 737 — крупнейшему источнику дохода компании. Это также ставит под угрозу зарождающееся восстановление чикагского производителя в Китае — критический шаг, необходимый для восстановления после трех лет финансовых потерь. Boeing был на пороге возвращения своих самолетов Max в коммерческую эксплуатацию в стране, чьи регулирующие органы были первыми, кто снял эту модель с эксплуатации в 2019 году.

Авария, произошедшая в понедельник, «произошла в чрезвычайно сложный момент, когда Boeing, наконец, нацелился возобновить поставки 737 Max в Китай после трехлетнего перерыва», — сказал Сет Сейфман, аналитик JPMorgan, в записке для клиентов. «Комментарии китайских властей в ближайшие дни и недели будут иметь решающее значение для оценки влияния этой трагедии на восстановление Boeing».

В понедельник компания Boeing заявила, что она оказывает поддержку своим клиентам-авиаперевозчикам и готова помочь властям США и Китая. Акции компании упали на 3,6% до $185,90 на момент закрытия торгов в Нью-Йорке и упали на 7,7% до сих пор в этом году.

Почти вертикальное падение

Рейс MU5735 выполнял более часа полета из Куньмина, столицы китайской провинции Юньнань, в портовый город Гуанчжоу, когда резко снизился. В результате этого маневра предметы и всех пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, скорее всего, подбросило бы к потолку. Согласно данным, опубликованным FlightRadar24, всего за несколько секунд самолет перешел от ровного полета к снижению со скоростью почти 31 000 футов в минуту.

Но примерно через 45 секунд спуск стал менее крутым, и на несколько мгновений самолет поднялся более чем на 1 000 футов. Он поднялся с высоты 7425 футов до 8600 футов примерно за 10 секунд, согласно данным FlightRadar, которые основаны на информации, переданной самолетом. Подобно тому, как при предыдущем пикировании предметы подбрасывались к потолку, при подъеме возникла огромная гравитационная сила, прижавшая людей к креслам.

Подъем был недолгим. Через несколько секунд самолет возобновил пикирование. Его последнее положение, зафиксированное на треке FlightRadar, было в 14:22:36 по местному времени, примерно через минуту и 35 секунд после начала внезапного снижения. На видеозаписи видно, как самолет падает по почти вертикальной траектории за горным склоном в китайском регионе Куанси.

Последствия для Boeing

Пока следователи искали разгадку катастрофы, инвесторы беспокоились о последствиях для ослабленного производителя самолетов.

Китайские авиакомпании были одними из крупнейших покупателей 737-го самолета. До посадки Max эта страна принимала до трети узкофюзеляжных самолетов, которые ежегодно выпускались с завода Boeing в Сиэтле. В знак потенциальной оттепели на своем крупнейшем зарубежном рынке, Boeing на прошлой неделе отправил первый Max через Тихий океан после снятия самолета с производства в китайский центр доставки к югу от Шанхая.

По данным авиационной консалтинговой компании IBA Group Ltd., Китай имеет самый большой парк самолетов 737-800, насчитывающий почти 1200 единиц. Он также имеет самый молодой парк самолетов, средний возраст которого составляет чуть более восьми лет. По данным IBA, следующим по величине флотом располагают США, за ними следуют Ирландия, Российская Федерация и Турция.

После сжигания более 20 миллиардов долларов на расходы, связанные с посадкой, финансовый поворот Boeing зависит от его способности возобновить поставки самолетов 737 в большем объеме. Руководство компании планировало поставить около 500 самолетов Max в этом году, при этом китайские авиакомпании получат первые узкофюзеляжные самолеты Boeing за три года.

По словам Сейфмана, после вялого старта эта цель уже находится под вопросом. За темпами производства также будут внимательно следить с точки зрения влияния на поставщиков, таких как Spirit AeroSystems Holdings Inc, которая производит большую часть планера самолета для Boeing.

Что говорит Bloomberg Intelligence

«Это событие может продлить время, необходимое для того, чтобы облигации производителя оригинального оборудования сократили дисконт, с которым они торгуются по отношению к промышленным аналогам уровня три-B. Сокращение запасов и генерирование денежных средств являются ключевыми факторами для сокращения долга и снижения нагрузки на профиль финансовых рисков компании.»

— Мэтью Геудтнер, кредитный аналитик BI.

Авария также повышает вероятность еще большего замешательства и обратной реакции среди путешественников, некоторые из которых избегали летать на Max после пагубных разоблачений, появившихся в результате предыдущих аварий.

Тогдашний генеральный директор Деннис Муйленбург был смещен со своего поста за то, как он справился с кризисом в 2019 году, поскольку компания Boeing столкнулась с пристальным вниманием со стороны Конгресса, регулирующих органов и правоохранительных органов. В последние недели промахи компании в области безопасности были освещены в фильме «Падение: The Case Against Boeing», документальном фильме Netflix.

«Учитывая проблемы компании BA с 737 Max, есть вероятность, что потребители не захотят летать на 737, пока не будет установлено, что причина крушения самолета China Eastern не является конструктивной или производственной проблемой», — сказал в своей записке аналитик Cowen Кай фон Румор, ссылаясь на компанию Boeing по ее биржевому символу. «Следовательно, установление причины крушения будет иметь решающее значение».

Пока еще слишком рано говорить о причинах аварии самолета China Eastern, расследование может занять месяцы или годы. Погибший самолет был относительно молодым, он совершал коммерческие полеты около семи лет. По словам фон Румора, основными причинами таких аварий, как правило, являются проблемы с техническим обслуживанием, ошибка пилота или саботаж, а конструктивные или производственные проблемы менее вероятны.

Компания Boeing поставила более 7000 самолетов из линейки 737NG, что делает ее самым продаваемым семейством самолетов в истории производителя. Компания поставила последнюю пассажирскую версию в 2019 году, хотя она все еще использует раму для военных самолетов, таких как подводный охотник P-8 Poseidon.

Однофюзеляжные самолеты являются основным элементом внутренних рейсов в США. Среди крупнейших американских авиакомпаний больше всего самолетов 737-800 у American Airlines Group Inc.: 267 находятся в эксплуатации и 36 временно хранятся на конец 2021 года, согласно данным нормативных документов. У Southwest Airlines Co. их 207, у United Airlines Holdings Inc. — 141, а у Delta Air Lines Inc. — 77.

United заявила, что она находится в контакте с Boeing и FAA по поводу крушения самолета China Eastern и продолжает полеты на своих 737-800. Представитель Delta сказал, что самолеты компании «работают безопасно и в штатном режиме», отказавшись от дальнейших комментариев. Компания American направила вопросы в FAA.

(Обновлено с учетом цены акций на момент закрытия и добавлены подробности крушения, начиная с седьмого абзаца).

©2022 Bloomberg L.P.