Автосалон Tesla в китайском регионе Синьцзян подвергся критике со стороны правозащитных групп

ШАНГХАЙ (Рейтер) — Американские правозащитные и торговые группы во вторник осудили новогоднее заявление компании Tesla об открытии демонстрационного зала в Синьцзяне, последней иностранной компании, оказавшейся втянутой в напряженность, связанную с дальнезападным регионом Китая, где лагеря для заключенных вызывают резкую критику.

Совет по американо-исламским отношениям, крупнейшая в США организация по защите интересов мусульман, заявил, что Tesla «поддерживает геноцид». Аналогичная критика прозвучала от американской торговой группы, Альянса за американское производство, и сенатора США Марко Рубио.

«Элон Маск должен закрыть выставочный зал Tesla в Синьцзяне», — заявил Совет по американо-исламским отношениям на своей официальной странице в Twitter, обращаясь к основателю компании Tesla.

Синьцзян в последние годы стал серьезным пунктом конфликта между западными правительствами и Китаем. По оценкам экспертов ООН и правозащитных групп, более миллиона человек, в основном уйгуры и представители других мусульманских меньшинств, содержатся в лагерях.

Президент США Джо Байден и члены Конгресса США усилили давление на компании с целью заставить их дистанцироваться от Синьцзяна. 23 декабря Байден подписал законопроект, запрещающий импорт товаров, произведенных в этом регионе.

Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что она не будет напрямую комментировать действия Tesla, но в целом «частный сектор должен выступать против нарушений прав человека КНР и геноцида в Синьцзяне».

«Международное сообщество, включая государственный и частный сектор, не может смотреть сквозь пальцы на то, что происходит в Синьцзяне».

Соединенные Штаты назвали обращение Китая с этническими уйгурами и другими мусульманами в Синьцзяне геноцидом. США и несколько других стран планируют дипломатический бойкот зимних Олимпийских игр в Пекине в феврале из-за этого вопроса.

Китай отверг обвинения в принудительном труде или любых других злоупотреблениях, заявив, что лагеря обеспечивают профессиональное обучение и что компании должны уважать его политику.

Компания Tesla, самый дорогой автопроизводитель в мире, объявила 31 декабря об открытии демонстрационного зала в региональной столице Синьцзяна Урумчи. «В последний день 2021 года мы встречаемся в Синьцзяне», — говорится в сообщении Tesla на ее официальном аккаунте в Weibo.

Другие американские и европейские автопроизводители или их китайские партнеры имеют автосалоны в Урумчи, городе с населением около 3 миллионов человек. Немецкий автопроизводитель Volkswagen AG имеет автомобильный завод недалеко от Урумчи.

Компания Tesla не сразу ответила на просьбу о комментарии для этой статьи. Автопроизводитель имеет завод в Шанхае и наращивает там производство на фоне стремительного роста продаж в Китае. Китай также стал экспортным центром для Tesla, направляющихся в Европу и на другие рынки.

В прошлом году Маску пришлось сглаживать отношения с китайскими властями после того, как Teslas было запрещено использовать в государственных учреждениях из-за опасений, что данные, собранные камерами автомобилей, передаются за пределы Китая.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ КИТАЯ

Множество иностранных компаний в последние месяцы оказались в затруднительном положении из-за напряженных отношений между Западом и Китаем по поводу Синьцзяна, поскольку они пытаются найти баланс между давлением Запада и важностью Китая как рынка и базы поставок.

«Существует напряженность между глобальными инвесторами и китайским правительством. Глобальные инвесторы хотят получить доступ на рынок. А китайское правительство говорит, что цена доступа — это попустительство», — сказал Майкл Данн, исполнительный директор Zo Zo Go, инвестиционного консультанта, который работает с автомобильными и технологическими компаниями, ведущими бизнес в Китае.

В июле шведская компания H&M сообщила о падении продаж в Китае на 23% в местной валюте в марте-мае после того, как в марте она подверглась бойкоту со стороны потребителей за публичное заявление о том, что она не поставляет продукцию из Синьцзяна.

В прошлом месяце американский производитель микросхем Intel столкнулся с подобными призывами после того, как запретил своим поставщикам приобретать продукцию или рабочую силу из Синьцзяна, что заставило его извиниться за «неприятности, причиненные нашим уважаемым китайским клиентам, партнерам и общественности».

Хотя некоторые из них пытаются сократить свою цепочку поставок в этот регион, особенно в связи с тем, что Вашингтон запрещает импорт, например, синьцзянского хлопка, и вносит в черный список китайские компании, которые, по его мнению, содействуют политике Пекина в этом регионе, многие иностранные бренды имеют там свои магазины.

(Репортаж Бренды Го; дополнительный репортаж Тревора Ханникатта в Вашингтоне; редактирование Джерри Дойла и Дэвида Грегорио)