Криптовалюты, как железные дороги, часть 2: блокчейн как новый интернет-планировщик

В своей последней статье «Криптовалюты, как и железные дороги, входят в число главных инноваций тысячелетия» я сравниваю революцию блокчейна с железнодорожным бумом. Если применить эту аналогию дальше, что произойдет дальше?

Стюарт Хилтон в своей книге What the Railways Did for Us: The Making of Modern Britain приводит следующую цитату: «Прямой эффект от строительства железных дорог, в конце концов, сам по себе достаточно значителен и не требует преувеличения. Они оказали глубокое влияние на внутренние транспортные потоки, выбор места и схему землепользования, плотность застройки и перспективы развития центральных и внутренних районов викторианского города.»

Изучая развитие технологии блокчейн, можно сделать любопытное наблюдение. Во-первых, никто не ожидал ее появления: Люди пренебрегали биткойном (BTC) и связанными с ним приложениями; протоколы блокчейн были обречены как ненужные, а Уолл-стрит предсказывала падение криптовалют. Смех это или нет, но биткоин «умирал» более 400 раз. Во-вторых, индустрия захватила умы общественности и профессионалов, правителей и создателей; в мгновение ока интернет принял дорожную карту от Web2 к Web3.

Как железные дороги в ранние времена преобразовали города, так и блокчейн продолжает формировать формат интернета. Ниже я привожу некоторые из основных способов его влияния на дизайн и архитектуру виртуальных сетей и физической инфраструктуры.

Квазиденьги

Первый вариант использования криптовалюты — это мгновенные, нецензурные, почти бесплатные платежи. Большинство пользователей криптовалют не заботятся о замене валюты центрального банка в своих странах; они просто наслаждаются беспрепятственной скоростью и взаимозаменяемостью новых денег.

Зачастую эти цифровые деньги принимаются, когда существуют ограничения на использование или высокая комиссия, наложенная на традиционную валюту. В результате все больше торговцев рассматривают этот способ оплаты, а майнеры криптовалют также адаптируются.

Майнеры и криптопривратники

Криптоинфраструктура адаптировалась к нормативным актам и наоборот. Когда Китай ввел запрет на первичные предложения монет, а затем ограничил майнинг в стране, индустрия переместилась на более благоприятные территории. Кроме того, страны с более дешевой электроэнергией, такие как Венесуэла и Украина, удовлетворили спрос на расширение майнинговых операций.

Когда больше криптовалют ввели консенсус на основе доказательства доли, появился ряд проектов децентрализованного финансирования (DeFi). Таким образом, пока банкиры продолжали умолять не обращать внимания на эти «смешные деньги», индустрия укрепила свои позиции и незаметно выросла до рынка объемом более 2 триллионов долларов.

Сейчас я возвращаюсь к главе о градостроительстве с железными дорогами: «Появление железных дорог в Лондоне, по словам Саймона Дженкинса, оказало большее влияние, чем что-либо после Великого пожара 1666 года». То же самое произошло с криптовалютами для инвестирования: Внезапно миллионы людей — в основном миллениалы — получили шанс если не стать супербогатыми, то хотя бы быстро заработать на запуске новых токенов. Это мотивировало блокчейн-предпринимателей создавать все больше решений DeFi, от децентрализованных бирж до фермерства и различных пулов ликвидности.

НФТ и организация хаотичной сети информации

Если поисковые системы вроде Google позволяют систематизировать информацию в Интернете, то Web3 сделает это более эффективно. Например, определенный файл — скажем, изображение — можно было бы не копировать, а повторно использовать в качестве первоисточника. Это кажется противоречащим тому, что мы наблюдаем сейчас, но введение неиграбельных токенов (NFT), ажиотажные продажи и эксперименты с виртуальной реальностью намекают на то, как может выглядеть «семантический веб».

Хилтон упоминает, что железные дороги вытеснили трущобы из британских и американских городов и навели порядок на улицах вдоль этих железных дорог. «К середине двадцатого века поезда внесли последнее дополнение в британский ландшафт: в масштабах штата появилась сеть иногда заброшенных и непроходимых каналов, многие из которых с тех пор были восстановлены. На ранних этапах промышленной революции они служили артериями страны. Герцог Бриджуотер, создавший канал, носящий его имя, одним из первых увидел угрозу, которую представляли железные дороги для его творения. «Они переживут мое время, но я чувствую беду в этих адских трамвайных путях», — заметил он о каналах, будучи уже пожилым человеком (он умер в 1803 году).»

Куда это нас ведет?

Так, железные дороги пришли на смену каналам. Web3 неизбежно преобразует Web2, но мы не можем быть уверены в справедливости этого процесса. (Подобно тому, как железная дорога изменила рельеф городов и переселила бедное население в другие места, протоколы блокчейн принуждают к цифровизации, не предоставляя реального выбора). Как активные наблюдатели, мы должны и обязаны постоянно напоминать себе об ограничениях и рисках новых технологий, чтобы обеспечить справедливый переход для всех.

Эта статья не содержит инвестиционных советов или рекомендаций. Любой инвестиционный или торговый шаг связан с риском, и читатели должны проводить собственные исследования при принятии решения.