Ограничения новых криптовалютных правил ЕС

Финальное голосование по долгожданному своду криптовалютных правил Европейского союза, известному как Положение о рынках криптоактивов (MiCA), недавно было отложено до апреля 2023 года. Это не первая задержка — ранее европейские законодатели перенесли процедуру с ноября 2022 года на февраль 2023 года. 

Однако эта заминка была вызвана исключительно техническими трудностями, поэтому MiCA все еще находится на пути к тому, чтобы стать первым всеобъемлющим общеевропейским крипторегламентом. Но произойдет это только в 2024 году, тогда как во второй половине прошлого года, когда текст MiCA уже был в основном написан, отрасль потряс ряд потрясений, спровоцировавших новые головные боли для регуляторов. Нет сомнений, что в такой динамичной отрасли, как криптовалюты, весь 2023 год также принесет несколько новых горячих тем.

Таким образом, вопрос заключается в том, сможет ли MiCA, с уже существующими недостатками, претендовать на звание действительно «всеобъемлющей структуры» через год. Или, что более важно, будет ли он эффективным набором правил для предотвращения будущих неудач, подобных TerraUSD или FTX?

Эти вопросы наверняка возникли в голове у президента Европейского центрального банка Кристин Лагард. В ноябре 2022 года, на фоне скандала с FTX, она заявила, что «потребуется MiCA II, который охватывает более широкий круг вопросов, которые он призван регулировать и надзирать, и это очень необходимо».

Cointelegraph обратился к ряду заинтересованных сторон отрасли, чтобы узнать их мнение о том, достаточно ли еще регулирования рынка криптоактивов для нормального функционирования криптовалютного рынка в Европе.

Регулирование ЕС в области DeFi все еще далеко

Одним из основных «слепых пятен» в отношении MiCA являются децентрализованные финансы (DeFi). В текущем проекте вообще отсутствует какое-либо упоминание об одной из самых поздних организационных и технологических форм в криптопространстве, и это, несомненно, может стать проблемой, когда MiCA появится. Это, безусловно, привлекло внимание Джеффри Блокингера, главного юрисконсульта Quadrata. В беседе с Cointelegraph Блокингер представил себе сценарий будущего кризиса:

«Если протоколы DeFi нарушат работу основных централизованных бирж в результате широкой потери доверия к их бизнес-модели, могут быть предложены новые правила, направленные на решение всех вопросов — от отмывания денег до защиты клиентов».

Генеральный директор Bittrex Global Оливер Линч также считает, что существует глобальная проблема с регулированием DeFi, и что MiCA не станет исключением. Линч заявил, что DeFi по своей сути не поддается регулированию и в какой-то степени даже является низким приоритетом для регуляторов, поскольку большинство клиентов занимаются криптовалютами в основном через централизованные биржи.

Последние новости: Безопасность DeFi: как недоверенные мосты могут помочь защитить пользователей

Однако Линч сказал Cointelegraph, что то, что регуляторы могут легче всего контролировать и взаимодействовать с централизованными биржами, не означает, что DeFi не может играть важную роль в этом секторе.

Отсутствие отдельного раздела, посвященного DeFi, не означает, что его невозможно регулировать. В беседе с Cointelegraph Терранс Янг, управляющий директор Swan Bitcoin, заявил, что DeFi в какой-то степени можно перевести на язык традиционных финансов, а значит, и регулировать:

«DeFi — это просто куча деривативов, облигаций, кредитов и долевого финансирования, облеченная в форму чего-то нового и инновационного».

Доходность, кредитование и заимствование обеспеченных криптопродуктов — это то, в чем заинтересованы инвестиционные и коммерческие банки, и они должны регулироваться аналогичным образом, считает Янг. Таким образом, требования к пригодности, сформулированные в MiCA, могут оказаться полезными. Например, проекты DeFi потенциально могут быть определены как предоставление услуг криптоактивов в словаре MiCA.

Кредитование и стакинг

DeFi может быть самым заметным, но, конечно, не единственным ограничением предстоящего MiCA. В рамках ЕС также не рассматривается растущий сектор криптовалютного кредитования и стейкинга.

Учитывая недавние неудачи гигантов кредитования, таких как Celsius, и растущее внимание американских регуляторов к операциям стакинга, законодателям ЕС тоже придется что-то придумать.

«Обвал рынка в прошлом году был спровоцирован неэффективными практиками в этой сфере, такими как слабое или несуществующее управление рисками и использование бесполезного залога», — сказал Cointelegraph Эр
нест Лима, партнер XReg Consulting.

Янг отметил особую проблему дисбаланса в регулировании кредитования и стейкинга в Европейском союзе. По иронии судьбы, в настоящее время именно криптовалютный рынок имеет асимметричное преимущество в плане слабого регулирования по сравнению с традиционной банковской системой в Европе. Традиционные коммерческие или инвестиционные банки и даже «традиционные» финтех-компании чрезмерно регулируются по сравнению с криптобиржами, криптокредитованием и стакинговыми платформами, которые, возможно, сильно недорегулированы:

«Либо позвольте свободному рынку работать без какого-либо регулирования вообще, за исключением, возможно, мошенничества, либо сделайте правила одинаковыми для всех, кто предлагает экономически одинаковый продукт европейцам».

Еще один вопрос, за которым нужно следить, — это неиграбельные токены (NFT). В августе 2022 года советник Европейской комиссии Питер Керстенс сообщил, что, несмотря на отсутствие определения в MiCA, она будет регулировать NFTs как криптовалюты в целом. На практике это может означать, что эмитенты НФТ будут приравнены к поставщикам услуг в сфере криптоактивов и обязаны регулярно предоставлять отчетность о своей деятельности в Европейское управление по ценным бумагам и рынкам при местных органах власти.

Повод для оптимизма 

MiCA был встречен криптоиндустрией в основном со сдержанным оптимизмом. Несмотря на некоторые жесткости в тексте, подход казался в целом разумным и перспективным с точки зрения легитимизации рынка.

Учитывая все эти потрясения в 2022 году, будет ли следующая итерация криптовалютной структуры ЕС, гипотетическая «MiCA-2», более ограничительной или крипто-скептической? «Дальнейшие задержки, с которыми столкнулся MiCA, лишь подчеркивают праздный подход ЕС к введению законодательства, которое сейчас необходимо как никогда, особенно с учетом последних событий на рынке», — сказал Линч, заявив о необходимости более жесткого и оперативного контроля за рынком.

Последние новости: SEC против Kraken: Единичный случай или первый залп в наступлении на криптовалюты?

Лима также ожидает более тесного подхода с охватом большего количества вопросов. И это действительно важно для европейских законодателей — идти в ногу с обновлениями в регулировании:

«Я ожидаю более жесткого подхода к некоторым техническим стандартам и руководствам, над которыми сейчас идет работа и которые станут частью режима MiCA. Мы также можем увидеть более тщательный контроль со стороны регулирующих органов при авторизации, утверждении и надзоре, но «крипто-зима» уже давно оттает к тому времени, когда законодательство будет пересмотрено».

В конце концов, не стоит поддаваться стереотипам о медлительности бюрократической машины Европейского союза.

Это все же ЕС, а не США, где есть хотя бы один большой юридический документ, который должен стать законом, и основной эффект MiCA всегда был гораздо более важен символически, в то время как насущные вопросы в криптовалюте могли быть фактически охвачены менее амбициозными законодательными или исполнительными актами. Однако именно настроение этих актов остается решающим — в последний раз, когда мы слышали от ЕС, он решил обязать банки хранить 1 250%-ный вес риска на их воздействие на цифровые активы.