Олаф Шольц спровоцировал кризис в Китае для Volkswagen

«Мы должны ориентировать нашу китайскую политику на тот Китай, который мы находим в реальности», — сказал Олаф Шольц в своей инаугурационной речи в Бундестаге в среду.

«Это также означает не закрывать глаза на критическую ситуацию с правами человека и называть нарушения универсальных норм своими именами».

Но новый канцлер Германии добавил: «Это не меняет того факта, что страна с такими размерами и историей, как Китай, занимает центральное место».

По мере того, как Берлин смещается влево под влиянием социал-демократов, Шольц сталкивается с необходимостью балансирования. Несмотря на то, что, по всей видимости, он намерен занять более жесткую позицию, чем предшественница Ангела Меркель, в отношении репрессий против уйгуров в провинции Синьцзян, Германия также полагается на Китай как на своего крупнейшего торгового партнера.

По мере того как новая коалиция социал-демократов, зеленых и свободных демократов разрабатывает свой подход к второй по величине экономике мира, он может стать болезненным для Volkswagen.

Volkswagen полагается на Китай как на свой крупнейший рынок, а китайские потребители покупают больше автомобилей этой марки, чем любой другой. Это партнерство формировалось на протяжении последних четырех десятилетий по мере того, как Китай стремился к промышленному опыту Германии, а Volkswagen — к крупнейшей в мире клиентской базе, богатство которой неуклонно росло.

«У Германии было то, что нужно и чего хотел Китай, когда они начали индустриализацию в 80-х годах», — говорит Ханнс-Гюнтер Хильперт, руководитель отдела исследований Азии в Германском институте международных отношений и безопасности.

«Германия была довольно открыта в отношении технологий, гораздо больше, чем Соединенные Штаты или Япония — это то, что получили китайцы. Немцы получили от Китая большие рынки и огромный экономический бум для немецкой промышленности».

Теперь плацдарм Volkswagen может оказаться под угрозой. Это происходит в то время, когда автопроизводитель вкладывает 35 млрд. евро (30 млрд. фунтов стерлингов) в свою стратегию электрификации с ключевыми заводами в Китае — крупнейшем в мире автомобильном рынке и стране, возглавляющей гонку электромобилей.

На долю материнской компании Audi, Bentley и Lamborghini в прошлом году пришлось 19% продаж автомобилей в Китае. Ее дочерняя компания Volkswagen Group China продала 3,8 млн. автомобилей в 2020 году, включая 3,6 млн. отечественных, с прибылью в 3,6 млрд. евро.

Для второго по величине автопроизводителя в мире Китай является привлекательным и быстро развивающимся рынком, где правительство ранее снижало налоги в случае замедления спроса, говорит Мин Чун из шанхайской компании Daxue Consulting.

В апреле компания объявила о создании третьего завода по производству электромобилей (EV) в Китае, производство которых начнется в конце 2023 года. Завод в восточной провинции Аньхой был обещан как «краеугольный камень глобального продвижения Volkswagen в области электронной мобильности».

По словам Мина, «этот аккумуляторный завод станет важной опорой для их глобальной стратегии по производству аккумуляторов и рынка EV».

В прошлом году Volkswagen расширил свою долю в совместном предприятии с китайской государственной компанией JAC Motors и купил больше акций китайского производителя батарей Gotion.

Между тем, поставки электромобилей с аккумуляторными батареями в Китае выросли более чем в три раза за первые девять месяцев этого года, всего через два месяца после того, как компания заявила о необходимости изменить свою стратегию в области электромобилей. Компания планирует поставлять до 1,5 млн. новых энергетических автомобилей в год к 2025 году.

Но, по словам Мина, доминирующее положение компании оспаривают быстрорастущие китайские производители электромобилей, такие как Geely.

«VW отстает в этом секторе, и Китай больше не зависит от немецких производителей, которые, как известно, обладают передовым опытом в области топливных автомобилей».

Тем не менее, на Китай по-прежнему приходится около 40 процентов всех продаж и прибыли компании. В 2020 году группа получила более 9,7 млрд. евро прибыли и поставила более 9 млн. автомобилей.

Пресс-секретарь сказал: «Volkswagen Group очень серьезно относится к своей ответственности как компании в области прав человека во всем мире — в том числе и в Китае.

«Это касается таких аспектов, как защита меньшинств, право на представительство работников или постоянные социальные и трудовые стандарты. Мы также ожидаем от наших местных китайских деловых партнеров особого соблюдения этих принципов».

По мере того, как новая коалиция Германии приступает к работе, перспектива усиления давления на Пекин может стать еще более вероятной благодаря «зеленым» — партии, известной тем, что она занимает более жесткую позицию в отношении Китая, чем уходящий Христианско-демократический союз. Критики обвиняли Меркель в том, что она продолжает позволять инвестициям из Пекина поступать в крупнейшую экономику Европы, не ведя достаточной борьбы с обвинениями в том, что более миллиона уйгуров содержатся в лагерях перевоспитания.

Канцлер Германии Олаф Шольц и министр иностранных дел Германии Анналена Баербок — REUTERS/Michele Tantussi

Со-лидер партии «зеленых» Анналена Баербок, министр иностранных дел Шольца, призвала ЕС обеспечить, чтобы продукты принудительного труда не попадали в Германию, и рассмотреть возможность запрета телекоммуникационного гиганта Huawei, как это сделали страны, включая Великобританию.

По словам доктора Хилперта, новое правительство создает сложную и деликатную динамику власти.

«В Германии остро обсуждается вопрос: зависит ли немецкая экономика от Китая? Некоторые говорят, что да».

Но Берлин может быть осторожен, чтобы не испортить отношения с Volkswagen, который имеет почти 300 000 сотрудников в Германии и поддерживает еще несколько поставщиков.

Его размеры и политическая мощь значительны. Немецкие политики опираются на поддержку и успех таких компаний, как Volkswagen, для получения голосов. Другие влиятельные работодатели также находятся под угрозой, включая Adidas, Daimler и Siemens, которые рассчитывают на Китай, обеспечивая более 10 % продаж, по словам д-ра Хилберта.

Между тем, продажа высокомаржинальной продукции за рубеж помогла защитить рабочие места и укрепить экономику Германии, в то время как противостояние с азиатским гигантом может привести к разрушительным торговым войнам в случае разрыва отношений.

А ошибиться легко. Босс JPMorgan Джейми Даймон был вынужден недавно извиниться после того, как заявил, что его банк переживет китайскую коммунистическую партию, а потребительские бренды, такие как H&M, поднявшие вопрос о притеснении уйгуров, столкнулись с бойкотом со стороны китайских потребителей.

Как будут развиваться политические события, еще предстоит выяснить. Хотя боссы Volkswagen могут нервничать по поводу того, что может сказать Баербок, они, по крайней мере, знают, что думает она — но Шольц сделал себя более незаметным персонажем, утверждает д-р Хильперт.

Если Китай будет жестко ограничивать немецкий импорт, «это будет плохо для немецкой экономики, но мы это переживем», — говорит он, подчеркивая, что другие компании менее зависимы от Китая, чем Volkswagen.

Но для Volkswagen репрессии могут поставить под угрозу то, что главный исполнительный директор Герберт Дисс называет «40-летней историей успеха» компании.

Если Германия выберет политику, а не продажи автомобилей, у Volkswagen не будет много времени, чтобы переключить передачу.