Олаф Шольц спровоцировал кризис в Китае для Volkswagen
«Мы должны ориентировать нашу китайскую политику на тот Китай, который мы находим в реальности», — сказал Олаф Шольц в своей инаугурационной речи в Бундестаге в среду.
«Это также означает не закрывать глаза на критическую ситуацию с правами человека и называть нарушения универсальных норм своими именами».
Но новый канцлер Германии добавил: «Это не меняет того факта, что страна с такими размерами и историей, как Китай, занимает центральное место».
По мере того, как Берлин смещается влево под влиянием социал-демократов, Шольц сталкивается с необходимостью балансирования. Несмотря на то, что, по всей видимости, он намерен занять более жесткую позицию, чем предшественница Ангела Меркель, в отношении репрессий против уйгуров в провинции Синьцзян, Германия также полагается на Китай как на своего крупнейшего торгового партнера.
По мере того как новая коалиция социал-демократов, зеленых и свободных демократов разрабатывает свой подход к второй по величине экономике мира, он может стать болезненным для Volkswagen.
Volkswagen полагается на Китай как на свой крупнейший рынок, а китайские потребители покупают больше автомобилей этой марки, чем любой другой. Это партнерство формировалось на протяжении последних четырех десятилетий по мере того, как Китай стремился к промышленному опыту Германии, а Volkswagen — к крупнейшей в мире клиентской базе, богатство которой неуклонно росло.
«У Германии было то, что нужно и чего хотел Китай, когда они начали индустриализацию в 80-х годах», — говорит Ханнс-Гюнтер Хильперт, руководитель отдела исследований Азии в Германском институте международных отношений и безопасности.
«Германия была довольно открыта в отношении технологий, гораздо больше, чем Соединенные Штаты или Япония — это то, что получили китайцы. Немцы получили от Китая большие рынки и огромный экономический бум для немецкой промышленности».
Теперь плацдарм Volkswagen может оказаться под угрозой. Это происходит в то время, когда автопроизводитель вкладывает 35 млрд. евро (30 млрд. фунтов стерлингов) в свою стратегию электрификации с ключевыми заводами в Китае — крупнейшем в мире автомобильном рынке и стране, возглавляющей гонку электромобилей.
На долю материнской компании Audi, Bentley и Lamborghini в прошлом году пришлось 19% продаж автомобилей в Китае. Ее дочерняя компания Volkswagen Group China продала 3,8 млн. автомобилей в 2020 году, включая 3,6 млн. отечественных, с прибылью в 3,6 млрд. евро.
Для второго по величине автопроизводителя в мире Китай является привлекательным и быстро развивающимся рынком, где правительство ранее снижало налоги в случае замедления спроса, говорит Мин Чун из шанхайской компании Daxue Consulting.
В апреле компания объявила о создании третьего завода по производству электромобилей (EV) в Китае, производство которых начнется в конце 2023 года. Завод в восточной провинции Аньхой был обещан как «краеугольный камень глобального продвижения Volkswagen в области электронной мобильности».
По словам Мина, «этот аккумуляторный завод станет важной опорой для их глобальной стратегии по производству аккумуляторов и рынка EV».
В прошлом году Volkswagen расширил свою долю в совместном предприятии с китайской государственной компанией JAC Motors и купил больше акций китайского производителя батарей Gotion.
Между тем, поставки электромобилей с аккумуляторными батареями в Китае выросли более чем в три раза за первые девять месяцев этого года, всего через два месяца после того, как компания заявила о необходимости изменить свою стратегию в области электромобилей. Компания планирует поставлять до 1,5 млн. новых энергетических автомобилей в год к 2025 году.
Но, по словам Мина, доминирующее положение компании оспаривают быстрорастущие китайские производители электромобилей, такие как Geely.
«VW отстает в этом секторе, и Китай больше не зависит от немецких производителей, которые, как известно, обладают передовым опытом в области топливных автомобилей».
Тем не менее, на Китай по-прежнему приходится около 40 процентов всех продаж и прибыли компании. В 2020 году группа получила более 9,7 млрд. евро прибыли и поставила более 9 млн. автомобилей.
Пресс-секретарь сказал: «Volkswagen Group очень серьезно относится к своей ответственности как компании в области прав человека во всем мире — в том числе и в Китае.
«Это касается таких аспектов, как защита меньшинств, право на представительство работников или постоянные социальные и трудовые стандарты. Мы также ожидаем от наших местных китайских деловых партнеров особого соблюдения этих принципов».
По мере того, как новая коалиция Германии приступает к работе, перспектива усиления давления на Пекин может стать еще более вероятной благодаря «зеленым» — партии, известной тем, что она занимает более жесткую позицию в отношении Китая, чем уходящий Христианско-демократический союз. Критики обвиняли Меркель в том, что она продолжает позволять инвестициям из Пекина поступать в крупнейшую экономику Европы, не ведя достаточной борьбы с обвинениями в том, что более миллиона уйгуров содержатся в лагерях перевоспитания.