Поворачивает ли Toyota в сторону от водородных топливных элементов?

Toyota наконец-то пытается принять участие в революции электромобилей (EV). Японский автопроизводитель годами тянул время, вкладывал деньги и внимание в лоббирование против распространения электромобилей, в то время как его конкуренты бросили это занятие. Теперь Toyota сильно отстает и пытается наверстать упущенное, инвестируя более 13,6 миллиардов долларов в аккумуляторы для электромобилей.

Toyota — крупнейший в мире автопроизводитель, но даже его колоссальная индустриальная мощь не смогла замедлить процесс отказа от газовых двигателей. Но они очень старались сделать это. Руководители Toyota годами преуменьшали или пренебрегали полностью электрическими автомобилями, и до сих пор не выпустили ни одного электромобиля за пределами Китая. Вместо того чтобы сосредоточиться на автомобилях с аккумуляторными батареями, Toyota исторически продвигала водородные топливные элементы и гибриды. Таким образом, новые инвестиции означают конец эпохи для Toyota и являются большой победой для индустрии электромобилей.

Компания инвестирует 1,5 триллиона иен (или 13,6 миллиарда долларов, как уже упоминалось ранее) в поставки аккумуляторов и исследования, которые должны быть проведены до 2030 года. Инвестиции в надежную цепочку поставок батарей имеют первостепенное значение, поскольку в настоящее время индустрия электромобилей страдает от их нехватки, и угроза того, что в секторе полностью закончатся батареи, является вполне реальной и настоящей опасностью. По прогнозам, это произойдет уже к 2020 году, если в ближайшем будущем не будут предприняты серьезные изменения, связанные с быстрым распространением электромобилей и стремительным ростом спроса на литий-ионные батареи. В отчете Bank of America Global Research, опубликованном в июле, говорится следующее: «Наша обновленная модель спроса-предложения батарей для EV предполагает, что глобальное предложение батарей для EV, вероятно, достигнет ситуации «распродажи» в 2025-26 годах, при этом глобальный уровень эксплуатации превысит 85%».

Похожие: Главная проблема электромобилей, о которой никто не говорит

На самом деле, сектор литий-ионных аккумуляторов увяз в череде проблем, которые в конечном итоге могут иметь вполне реальные и проблематичные геополитические последствия. Эти батареи зависят от редкоземельных минералов, таких как литий и кобальт, которые являются ограниченными ресурсами, встречающимися только в определенных регионах мира. В настоящее время Китай контролирует до 90% рынка некоторых из этих важнейших ингредиентов. По мере роста мирового спроса на электромобили удушающий контроль Китая над этой важной частью цепочки поставок только усиливается, и Пекин уже показал, что не боится использовать эту власть для влияния на международную политику и дипломатию. Высказывались даже предположения, что нас ожидает война за ресурсы чистой энергии, если сверхдержавы — в первую очередь США и Китай — не будут играть по-хорошему.

В то же время такие компании, как Toyota, скупают все батареи, которые только могут достать. Главный технический директор компании Масахико Маеда заявил, что цель Toyota — обеспечить поставки батарей емкостью 200 ГВт-ч до конца десятилетия. «Мы предполагаем, что мы выйдем за рамки 180 ГВт-ч батарей, которые мы сейчас рассматриваем, и подготовим 200 ГВт-ч батарей или больше, если распространение BEV будет происходить быстрее, чем ожидается», — цитирует его слова новостное издание Electrek. Согласно их отчету, «при среднем объеме 60 кВт/ч на батарею, этого будет достаточно для ежегодного производства более 3 миллионов электромобилей в год».

Это огромная перемена настроения для компании, которая была откровенно против электромобилей на батарейках. Фактически, даже когда Toyota продвигает электромобили, делая запоздалую попытку стать конкурентоспособной на в значительной степени развитом рынке, компания одновременно лоббирует правительство США, чтобы замедлить производство и внедрение электромобилей. Несмотря на все усилия Toyota, администрация Байдена продолжает продвигать электромобили как ключевую часть своей платформы и центральный пункт соглашения по инфраструктуре и законопроекта о расходах. В пятницу американские демократы объявили о плане значительного расширения налоговых льгот для электромобилей, причем особенно высокие субсидии будут предоставляться моделям, собранным внутри страны, что благоприятствует «большой тройке» автопроизводителей страны. Неудивительно, что Toyota отправила своего представителя протестовать в Сенат США, поскольку похоже, что они снова отстанут от зарубежной революции EV.

Хейли Заремба для Oilprice.com