Exclusive-Toyota обращается к китайским технологиям, чтобы достичь своего электрического святого Грааля

Норихико Сироузу

БЕЙДЖИНГ (Рейтер) — Компания Toyota Motor Corp запустит полностью электрический небольшой седан в Китае в конце следующего года, обратившись к местному партнеру BYD за ключевыми технологиями, чтобы наконец-то сделать доступный и вместительный автомобиль, сообщили агентству Рейтер четыре источника.

Два из четырех человек, осведомленных в этом вопросе, назвали автомобиль электрическим святым Граалем для компании Toyota, которая в течение многих лет пыталась создать небольшой автомобиль EV, который был бы конкурентоспособным по цене в Китае и не уступал бы по комфорту.

Источники сообщили, что прорыв произошел в основном благодаря менее громоздким литий-железо-фосфатным (LFP) батареям Blade компании BYD и ее более дешевым инженерным ноу-хау — это поворот в лучшую сторону для китайской компании, чей популярный седан F3 был вдохновлен Corolla компании Toyota в 2005 году.

Малоизвестная в то время за пределами Китая, компания BYD, или «Построй свою мечту», попала в заголовки газет в 2008 году, когда Уоррен Баффет купил 10% акций, и с тех пор она стала одним из крупнейших производителей так называемых новых энергетических транспортных средств в мире.

Новый EV компании Toyota будет немного больше, чем ее компактная Corolla, самый продаваемый автомобиль в мире за все время. Один из источников сказал, что это будет «Corolla с более просторным задним сиденьем».

Он будет представлен в виде концепт-кара на автосалоне в Пекине в апреле, а затем, скорее всего, будет запущен как вторая модель в новой серии полностью электрических автомобилей Toyota bZ, хотя пока он будет продаваться только в Китае.

«Автомобиль был создан благодаря технологии батарей BYD», — сказал один из источников агентству Reuters. «Она более или менее помогла нам решить проблемы, с которыми мы столкнулись при создании доступного небольшого электрического седана с просторным салоном».

Он будет продаваться ниже премиальных электромобилей, таких как Tesla Model Y или Nio ES6, но выше ультрадешевого Hong Guang Mini EV, цена которого начинается всего от $4 500 и который сейчас является самым продаваемым электромобилем в Китае.

Два из четырех источников, которые отказались называть свои имена, поскольку они не уполномочены говорить с прессой, сказали, что цена на новую Toyota будет конкурентоспособной.

Один из них сказал, что он, скорее всего, будет продаваться по цене менее 200 000 юаней ($30 000), нацеливаясь на сегмент китайского рынка, на который Tesla, как ожидается, нацелится с небольшим автомобилем в течение следующих двух лет.

«Мы не комментируем будущие продукты», — сказал представитель Toyota. «Toyota рассматривает аккумуляторные электромобили как один из путей, который поможет нам достичь углеродной нейтральности, и занимается разработкой всех типов электрифицированных транспортных средств».

Представитель BYD отказался от комментариев.

«ВСЕ В ВОСТОРГЕ

Тот факт, что Toyota была вынуждена обратиться к BYD для решения проблемы недорогих электромобилей, показывает, насколько сильно изменился конкурентный баланс в мировой автомобильной промышленности за последнее десятилетие.

Когда качество китайских автомобилей считалось ниже среднего, мировые автопроизводители не слишком беспокоились о том, что они не могут конкурировать по цене, и оставили китайские компании контролировать внутренний рынок дешевых, не требующих особых затрат автомобилей.

Но времена изменились.

Руководство Toyota начало беспокоиться еще в 2015 году, когда BYD выпустила свой подключаемый гибрид Tang со значительными улучшениями в дизайне, качестве и производительности. Больше всего беспокоил тот факт, что он все еще был примерно на 30% дешевле, чем сопоставимые модели Toyota.

В 2017 году произошел критический поворот событий, когда ведущие инженеры Toyota, включая тогдашнего исполнительного вице-президента Шигеки Тераши, проехались на нескольких автомобилях BYD, таких как Tang, на полигоне компании в Тойота-Сити рядом с ее штаб-квартирой в Японии.

Впоследствии Тераши посетил штаб-квартиру BYD в Шэньчжэне и проехался на прототипе электромобиля Han.

«Их долгосрочное качество все еще остается под вопросом, но дизайн и качество этих автомобилей показали уровень зрелости, при этом они были намного дешевле, чем сопоставимые модели Toyota», — сказал один из четырех источников, участвовавших в тест-драйвах.

«Мы все были потрясены этим».

Два источника сообщили, что оценки BYD подтолкнули Toyota к созданию совместного предприятия по исследованиям и разработкам (R&D) с BYD в прошлом году. В настоящее время в Шэньчжэне работают два десятка инженеров и около 100 коллег из BYD.

ПОБЕДИТЕЛЬ ПО ЛЕЗВИЮ

Новый EV компании Toyota появился в то время, когда она находится под огнем экологических групп, утверждающих, что компания не стремится к нулевому уровню выбросов. Они утверждают, что Toyota больше заинтересована в продлении коммерческого использования своей успешной гибридной технологии.

Руководители Toyota говорят, что они не против аккумуляторных электромобилей (BEV), но утверждают, что пока возобновляемые источники энергии не станут более доступными, они не станут серебряной пулей для сокращения выбросов углекислого газа.

Тем не менее, Toyota создала в Японии подразделение, занимающееся автомобилями с нулевым уровнем выбросов, под названием ZEV Factory, и разрабатывает более безопасные и дешевые аккумуляторные технологии, включая твердотельные литий-ионные элементы, которые значительно увеличат запас хода EV.

Несмотря на то, что Toyota уже давно выступает за то, что лучшим способом популяризации BEV является беспилотный автомобиль, не идущий на компромисс с комфортом, ей с трудом удается создать такой автомобиль.

Одна из проблем связана с необходимостью укладывать громоздкие, тяжелые батареи под полом, поскольку они съедают салон, если не поднимать крышу — именно поэтому многие небольшие EV являются внедорожниками.

В 2018 году Toyota вкратце рассмотрела идею создания совместного предприятия по производству аккумуляторов с BYD. В результате этого и последующих взаимодействий инженеры Toyota познакомились с батареей BYD LFP Blade. Они описали его как переломный момент, поскольку он был одновременно дешевле и освобождал пространство.

Это технология типа «чешуя упала с моих глаз», которую мы сначала отвергли, потому что ее дизайн настолько радикально прост», — сказал один из четырех источников.

BYD официально представила свою батарею Blade в 2020 году.

Аккумуляторы LFP имеют меньшую плотность энергии, чем большинство других литий-ионных элементов, но они дешевле, имеют более длительный срок хранения, менее подвержены перегреву и не используют кобальт или никель. Tesla уже использует батареи LFP в своих Model 3 и Model Y в Китае.

Один из источников сообщил, что толщина типичного блока Blade составляет около 10 см (3,9 дюйма), когда модули лежат на полу, что примерно на 5-10 см тоньше, чем у других литий-ионных блоков.

Представитель BYD сказал, что это возможно, в зависимости от того, как автопроизводитель упакует блок Blade в автомобиль.

СРЕЗАТЬ УГЛЫ?

Хотя Toyota не до конца разгадала загадку, как BYD продолжает снижать затраты, два источника сообщили, что одним из факторов может быть сокращенный и гибкий процесс проектирования и контроля качества, который некоторые инженеры Toyota рассматривают как срезание углов.

По словам источников, процесс планирования в Toyota гораздо более жесткий и тщательный. После принятия решения о технологиях, компонентах и системах в самом начале трех-четырехлетнего процесса разработки автомобиля, компания редко меняет дизайн.

В ходе процесса Toyota обычно делает три проектных и три производственных прототипа. На некоторых из них проезжают около 150 000 км (93 000 миль), чтобы убедиться в качестве и надежности при испытаниях на выбросы вредных веществ или на устойчивость к плохим дорогам.

В BYD инженеры делают гораздо меньше прототипов — их обычно всего два — и дизайн может быть изменен уже через два года после начала процесса, что является определенным запретом в Toyota, сказал один источник. Представитель BYD отказался от комментариев.

Но в результате этих изменений, вносимых в последнюю минуту, технология в автомобиле BYD намного более современная, чем в Toyota, когда он выходит на рынок, и зачастую дешевле.

Четыре источника считают, что дальнейшие достижения в области моделирования и виртуальных инженерных ноу-хау, а также тот факт, что BYD производит широкий спектр собственных компонентов, помогли ей устранить потенциальные пробелы в качестве и надежности, которые могут возникнуть в результате таких изменений конструкции в последнюю минуту.

«Наша проблема в Toyota заключается в том, отбросим ли мы инженерный путь BYD как свободный и слишком рискованный, или же мы сможем извлечь из него уроки», — сказал один из источников.

($1 = 6,3703 китайских юаней)

(Редактирование Дэвида Кларка)