Центр прибыли

Что такое Центр прибыли?

Центр прибыли – это филиал или подразделение компании, которое напрямую увеличивает или, как ожидается, добавит к чистой прибыли всей организации . Он рассматривается как отдельный самостоятельный бизнес, отвечающий за получение доходов и прибыли. Его прибыли и убытки рассчитываются отдельно от других сфер бизнеса. Питер Друкер ввел термин «центр прибыли» в 1945 году.

Ключевые моменты:

  • Центр прибыли – это филиал или подразделение компании, которое напрямую увеличивает прибыльность компании.
  • Центр прибыли рассматривается как отдельный бизнес, а выручка учитывается отдельно.
  • Противоположностью центра прибыли является центр затрат, корпоративное подразделение или отдел, не приносящий дохода.

Понимание центров прибыли

Центры прибыли имеют решающее значение для определения того, какие подразделения наиболее и наименее прибыльны в организации. Они функционируют, разграничивая определенные виды деятельности, приносящие доход. Это облегчает более точный анализ и перекрестное сравнение между подразделениями. Анализ МВП определяет будущее распределение доступных ресурсов и необходимость полного сокращения определенных видов деятельности.

Руководители или руководители центров прибыли имеют право принимать решения, касающиеся ценообразования на продукцию и операционных расходов. Они также сталкиваются со значительным давлением, поскольку должны обеспечить, чтобы продажи их подразделений от продуктов или услуг перевешивали затраты – чтобы их центр прибыли приносил прибыль год за годом либо за счет увеличения доходов, либо за счет сокращения расходов, либо за счет того и другого.

Центры прибыли и центры затрат

Не все подразделения в организации можно отслеживать как центры прибыли. Это особенно характерно для многих отделов, которые предоставляют важные услуги внутри организации: исследовательский отдел брокера-дилера , отдел кадров юридической фирмы по аудиту / комплаенс, отдел инвентаризации розничного продавца одежды, отдел кадров, и обслуживание клиентов. Эти подразделения имеют свои собственные затраты, но не генерируют собственных доходов. В результате они известны как центры затрат .

В то время как центры прибыли работают с упором на получение дохода, центры затрат не связаны с прямым получением прибыли. Центры затрат также включают в себя различные отделы поддержки, такие как ИТ-поддержка, человеческие ресурсы или службы поддержки клиентов, которые имеют решающее значение для бизнес-функций, но не несут конкретной ответственности за получение денег.

Примеры центров прибыли в реальном мире

В розничной сети Walmart различные отделы, продающие разные продукты, можно разделить на центры прибыли для анализа. Например, одежда может считаться одним центром прибыли, а товары для дома – вторым центром прибыли. Кроме того, отделы, которые меняются на сезонной основе, такие как садовый центр или отделы, связанные с праздничным декором, можно рассматривать как центры прибыли, чтобы отделить сезонный взнос этих отделов от тех, которые вносят взнос круглый год.

Компьютерный гигант Microsoft имеет множество центров прибыли, от оборудования до программного обеспечения и цифровых услуг. При анализе этих крупных источников дохода компания может отделять средства, полученные от продажи своей операционной системы Windows, от средств других комплектов программного обеспечения, таких как Microsoft Office, или других секторов оборудования, таких как игровая консоль Xbox. Это позволяет исследовать и коррелировать рентабельность различных продуктов на основе соответствующих сопоставлений затрат и доходов.

Концепция центра прибыли – это структура, способствующая оптимальному распределению ресурсов и прибыльности. Чтобы оптимизировать прибыль, руководство может решить выделить больше ресурсов в высокоприбыльные области, сократив при этом отчисления на менее прибыльные или убыточные подразделения.