США подали иск, чтобы остановить партнерство American Airlines и JetBlue

Диана Бартц, Дэвид Шепардсон и Джонатан Стемпел

ВАШИНГТОН (Рейтер) — Во вторник Министерство юстиции США и шесть штатов подали антимонопольный иск против American Airlines Group Inc и JetBlue Airways Corp с целью остановить партнерство, которое, по мнению правительства, может привести к повышению тарифов в оживленных северо-восточных аэропортах США.

В иске содержится просьба к федеральному суду в Бостоне остановить партнерство «Северо-восточный альянс», объявленное в июле 2020 года и одобренное Министерством транспорта США незадолго до окончания срока полномочий администрации Трампа. Иск был направлен против American Airlines, крупнейшей авиакомпании в мире, утверждая, что альянс обойдется потребителям в сотни миллионов долларов.

«Меньше рейсов. Более дорогие билеты. Более низкое качество обслуживания», — сказал генеральный прокурор Калифорнии Роб Бонта, чей штат был одним из тех, кто присоединился к иску. «Просто и ясно: Северо-восточный альянс American Airlines и JetBlue является антиконкурентным».

Акции обеих авиакомпаний снизились, и обе поклялись бороться с иском, что нанесло серьезный удар по сделке, которая могла бы помочь обеим компаниям получить прибыль в то время, когда пандемия привела к падению продаж, а перспективы авиаперевозок остаются туманными.

Генеральный директор JetBlue Робин Хейс утверждает, что альянс фактически привел к снижению тарифов для северо-востока США, и говорит, что авиакомпании активно конкурируют в других регионах.

«Минюст США руководил беспрецедентной консолидацией с целью создания четырех крупных авиакомпаний», — сказал Хейс, отметив, что развал альянса означает, что JetBlue потеряет доступ к слотам, принадлежащим American. Если правительство выиграет, «JetBlue окажется самым большим проигравшим, и они вернут все эти слоты и всю эту власть обратно (American)».

Иск также свидетельствует о заинтересованности администрации Байдена в попытке усилить конкуренцию там, где American и три другие авиакомпании контролируют 80% внутреннего рынка авиаперевозок.

Министерство юстиции заявило, что масштабный альянс приведет к фактическому слиянию на северо-востоке и объединит операции двух перевозчиков в четырех крупных аэропортах: Бостон Логан, Джон Ф. Кеннеди, ЛаГуардия и Ньюарк Либерти.

Соглашение позволяет American и JetBlue продавать рейсы друг друга в своих сетях в районе Нью-Йорка и Бостона и объединить программы для часто летающих пассажиров, что позволит им конкурировать с United Airlines и Delta Air Lines на северо-востоке.

Акции American Airlines снизились на 2,8% до $19,76, а JetBlue — на 4,8% до $14,76.

К иску присоединились такие штаты, как Аризона, Калифорния, округ Колумбия, Флорида, Массачусетс, Пенсильвания и Вирджиния, говорится в судебных документах.

В жалобе Министерства юстиции говорится, что партнерство, по крайней мере, частично устранило JetBlue как разрушительного маньяка, который будет работать над снижением цен.

Репутация JetBlue по снижению тарифов настолько хорошо известна в индустрии авиаперевозок, что заслужила название «эффект JetBlue», — говорится в сообщении.

В другом месте правительство заявило, что American «не удовлетворена консолидацией, которая сделала ее крупнейшей авиакомпанией в мире» и пытается «кооптировать JetBlue».

В жалобе говорится, что исполнительный директор American Airlines Дуг Паркер «поддерживал … последовательные волны консолидации отрасли. Когда он не поддерживал их, он их возглавлял. Он был генеральным директором компании America West, когда она объединилась с US Airways. Позже он был генеральным директором US Airways, когда та объединилась с American». Внутри компании American Airlines г-на Паркера называют «крестным отцом консолидации»».

В своем заявлении Паркер сказал, что иск «направлен на лишение потребителей выбора и подавление конкуренции, а не на ее поощрение». Это не слияние: American и JetBlue являются — и будут оставаться — независимыми авиакомпаниями».

(Репортажи Дайаны Бартц и Дэвида Шепардсона из Вашингтона, Джона Стемпела из Нью-Йорка; редактирование Марка Портера, Стива Орлофски и Дэвида Грегорио)