Теневая инфляция «повсюду вокруг нас», объясняет экономист

По словам Алана Коула, бывшего сотрудника Объединенного экономического комитета Конгресса и директора по политике компании Full Stack Economics, потребители, возможно, получают меньше «выгоды за свои деньги», поскольку компании стали предлагать меньше услуг вместо того, чтобы повышать цены.

Как правило, инфляция возникает, когда цена товара увеличивается, так что потребители платят больше за то, что раньше они могли купить дешевле. «Но есть и другой вариант инфляции, когда вы платите ту же сумму, но получаете за свои деньги меньше», — сказал Коул в интервью Yahoo Finance Live. «Я думаю, что [теневая инфляция] повсюду вокруг нас, особенно с тех пор, как началась пандемия. Обычно из-за пандемии люди сокращают объем услуг, но при этом продолжают платить ту же цену».

Индекс потребительских цен, который измеряет рост цен на корзину товаров, выбранных экономистами, вырос на .4% в сентябре (против .3% ожидаемых) и увеличился на 5.4% по сравнению с годом ранее.

Эта последняя вспышка инфляции, которая начиналась как явление, сконцентрированное в автомобильной, авиационной и швейной отраслях, в последние месяцы распространилась на основные потребительские товары и жилищно-коммунальный сектор. В недавнем отчете Goldman Sachs (GS) прогнозируется рост цен на жилье на 16% к концу 2022 года благодаря сохраняющемуся высокому спросу и низкому уровню запасов.

«Хотя некоторые из так называемых транзитных факторов, такие как цены на подержанные автомобили, авиабилеты и одежду, продолжают снижаться после резкого роста в предыдущие месяцы, инфляция расширяется», — сказал Грег МакБрайд, главный финансовый аналитик Bankrate.com. «Рост цен на продукты питания и жилье в совокупности обеспечил более половины сезонно скорректированного роста ИПЦ. Учитывая стремительный рост цен на жилье и арендной платы, это может быть лишь верхушкой айсберга».

Недавно проведенный Bankrate опрос показал, что 89% взрослых заметили рост цен, а 66% из тех, кто заметил рост цен, говорят, что он негативно повлиял на их личное финансовое положение.

Несмотря на то, что рост цен находится в центре внимания общественности, некоторые виды инфляции, с которыми сталкиваются потребители, остаются вне поля зрения. Продукты и услуги, предлагаемые в постпандемическом мире, часто отличаются от своих допандемических версий.

«Посмотрите на рестораны, на гостиницы и даже на цены на авиабилеты», — сказал Коул. «Во всех этих случаях продукты не совсем те, что были раньше. И все же цены примерно одинаковы. И если бы вы учли все различия в качестве… и то, насколько вы предпочитаете эти продукты их версиям 2019 года, я думаю, вы бы обнаружили гораздо большую инфляцию, чем в оценках, опубликованных Бюро трудовой статистики. Это просто очень сложно учесть».

В этом году численность рабочей силы ниже, чем в среднем по стране, является важным компонентом решений многих компаний о повышении цен (или сохранении прежних цен на услуги меньшей стоимости). По оценкам, численность рабочей силы на 5-7 миллионов человек меньше, чем если бы тенденции 2019 года сохранились.

«И это означает, что фирмам приходится нелегко, особенно если они принимают дополнительные меры безопасности на случай пандемии, которые они не принимали раньше», — добавил Коул. «Это большой объем работы, который приходится взваливать на немного меньшую рабочую силу».

Коул подчеркнул, что получить точные оценки истинного ущерба от инфляции сложно, отчасти потому, что это требует от экономистов субъективных суждений о том, сколько стоит тот или иной товар и равны ли новые версии товара по стоимости со старыми версиями.

«Если говорить о том, как обстоят дела с инфляцией в 2020-2021 годах, я бы сказал, что инфляция была намного хуже, если бы вы полностью учли все потери качества, которые мы понесли во время пандемии», — сказал он. «Но если пандемия пройдет, а отели и авиакомпании сократят время ожидания, начнут делать такие вещи, как предложение свежих полотенец и уборка номеров, то я бы сказал, что это теневая дефляция».