Стратегии роста, ориентированного на экспорт, через историю

Что такое стратегия роста за счет экспорта?

Что касается экономического развития, то последние 40 лет или около того преобладали так называемые стратегии роста, ориентированного на экспорт, или стратегии стимулирования экспорта в целях индустриализации. Рост за счет экспорта происходит, когда страна стремится к экономическому развитию, участвуя в международной торговле.

Парадигма роста, ориентированного на экспорт, заменила — что многие интерпретировали как неудачную стратегию развития — парадигму индустриализации замещения импорта. Хотя стратегия развития с ориентацией на экспорт имела относительный успех в Германии, Японии, а также в Восточной и Юго-Восточной Азии, текущие условия предполагают, что необходима новая парадигма развития. 

Ключевые выводы

  • Стратегия роста, ориентированного на экспорт, — это стратегия, в которой страна стремится к экономическому развитию, открывая себя для международной торговли.
  • Противоположностью стратегии роста, ориентированного на экспорт, является импортозамещение, когда страны стремятся стать самодостаточными за счет развития собственной промышленности.
  • НАФТА было примером новой модели роста за счет экспорта, в соответствии с которой Мексика стала базой для транснациональных корпораций, создающих центры недорогостоящего производства и обеспечивающих дешевый экспорт в развитые страны.

Понимание роста за счет экспорта

Импортозамещение — стремление стран стать самодостаточными за счет развития собственной промышленности, чтобы они могли конкурировать со странами-экспортерами, — стало доминирующей стратегией после краха фондового рынка США в 1929 году вплоть до 1970-х годов. Падение платежеспособного спроса после краха привело к сокращению международной торговли на 30% в период с 1929 по 1932 год. В этих тяжелых экономических условиях страны во всем мире проводили протекционистскую торговую политику, такую ​​как импортные тарифы и квоты, для защиты своей национальной промышленности. После Второй мировой войны ряд стран Латинской Америки, а также стран Восточной и Юго-Восточной Азии сознательно приняли стратегии импортозамещения.

Краткий обзор

После Второй мировой войны и Германия, и Япония продвигали свой экспорт на внешние рынки, полагая, что большая открытость будет способствовать распространению производственных технологий и технических ноу-хау.

Тем не менее, в послевоенный период началось то, что стало заметной тенденцией к дальнейшей открытости для международной торговли в форме стратегий поощрения экспорта. После войны и Германия, и Япония, воспользовавшись помощью США в области восстановления, отказались от политики, защищавшей зарождающуюся промышленность от иностранной конкуренции, и вместо этого продвигали свой экспорт на внешние рынки с помощью заниженного обменного курса. Считалось, что большая открытость будет способствовать более широкому распространению производственных технологий и технических ноу-хау.

Благодаря успеху послевоенной экономики Германии и Японии в сочетании с верой в несостоятельность парадигмы импортозамещения, в конце 1970-х годов все большую популярность приобрели стратегии роста, ориентированные на экспорт. Новые институты Международного валютного фонда ( МВФ ) и Всемирного банка, которые предоставляют финансовую помощь развивающимся странам, помогли распространить новую парадигму, поставив помощь в зависимость от готовности правительств открыться для внешней торговли. К 1980-м годам многие развивающиеся страны, которые ранее следовали стратегиям импортозамещения, теперь начали либерализовать торговлю, приняв вместо этого ориентированную на экспорт модель.

Эпоха роста за счет экспорта

Период с 1970 по 1985 год ознаменовался принятием парадигмы роста за счет экспорта восточноазиатскими тиграми — Гонконгом, Сингапуром, Южной Кореей и Тайванем — и их последующим экономическим успехом. Хотя заниженный обменный курс сделал экспорт более конкурентоспособным, эти страны осознали, что существует гораздо большая потребность в приобретении иностранных технологий, если они хотят конкурировать в автомобильной и электронной промышленности. Успех « тигров Восточной Азии» во многом объясняется приобретением ими иностранных технологий и внедрением этих технологий по сравнению с их конкурентами. Способность этих стран приобретать и разрабатывать технологии также поддерживалась за счет прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Некоторые новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии последовали примеру восточноазиатских тигров, как и несколько стран Латинской Америки. Эту новую волну роста за счет экспорта, возможно, лучше всего отражает опыт Мексики, который начался с либерализации торговли в 1986 году и позже привел к вступлению в силу Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) в 1994 году.

Пример роста за счет экспорта

НАФТА стало образцом для новой модели роста за счет экспорта. Вместо того, чтобы использовать стимулирование экспорта для содействия развитию отечественной промышленности, новая модель для развивающихся стран стала платформой для транснациональных корпораций (ТНК ) для создания недорогих производственных центров для обеспечения дешевого экспорта в развитый мир. В то время как развивающиеся страны выиграли от создания новых рабочих мест, а также от передачи технологий, новая модель нанесла ущерб процессу внутренней индустриализации.

Эта новая парадигма получила более глобальное распространение благодаря созданию Всемирной торговой организации (ВТО) в 1996 году. Вступление Китая в ВТО в 2001 году и его рост за счет экспорта являются продолжением модели Мексики. Однако Китай был намного успешнее в использовании преимуществ большей открытости для международной торговли, чем Мексика и другие страны Латинской Америки. Возможно, это частично связано с более широким использованием импортных тарифов, более строгим контролем над капиталом и его стратегическим умением использовать иностранные технологии для создания собственной внутренней технологической инфраструктуры. Тем не менее, примерно в 2011 году Китай зависел от ТНК, когда 50,4% китайского экспорта приходилось на иностранные фирмы, а с учетом совместных предприятий этот показатель достигал 76,7%.

Совсем недавно угроза торговой войны между США и Китаем заставила МНК, базирующиеся в Китае, пересмотреть свои позиции. С одной стороны, они сталкиваются с возможными сбоями в работе в Китае и возможной нехваткой ресурсов. С другой стороны, переезд в другие страны с низким уровнем заработной платы не идеален, поскольку в таких странах, как Вьетнам и Камбоджа, отсутствуют технологические возможности и набор человеческих навыков, которыми обладает Китай.

Быстрый факт

По данным Bloomberg, темпы роста ВВП Китая упали с более чем 12% в 2010 году до 6% в 2019 году. Падение роста связано с демократизацией роста ВВП, поскольку страны мира следовали стратегиям, основанным на экспорте.

Хотя рост за счет экспорта в различных его проявлениях был доминирующей моделью экономического развития с 1970-х годов, есть признаки того, что его эффективность может быть исчерпана. Экспортная парадигма зависит от внешнего спроса, и после глобального финансового кризиса 2008 года развитые страны так и не восстановили силы, чтобы быть основным поставщиком для глобального спроса. Кроме того, развивающиеся рынки в настоящее время составляют гораздо большую долю в мировой экономике, что затрудняет для них реализацию стратегий роста, ориентированных на экспорт — не каждая страна может быть нетто-экспортером. Похоже, потребуется новая стратегия развития, которая будет стимулировать внутренний спрос и улучшить баланс между экспортом и импортом.