Илон Маск предлагает первый намек на свой проект Генерального плана 3

Может ли легендарная холдинговая группа «X» Илона Маска наконец-то появиться на свет?

Дальновидный генеральный директор дал самый серьезный намек на то, что он, возможно, всерьез задумался о консолидации различных бизнес-интересов своей разросшейся корпоративной империи под одной крышей.

С тех пор как в конце прошлой недели Маск признался, что он усердно работает над третьим генеральным планом Tesla спустя шесть лет после «части второй», инвесторы неистово спекулировали на тему того, что это может повлечь за собой.

Рано утром в понедельник он слегка приоткрыл завесу, подтвердив через Twitter, что SpaceX и Boring Company будут играть определенную роль в стратегии Tesla на будущее.

Маск также сказал, что он будет масштабировать автомобильный бизнес до «экстремальных размеров», что может быть ссылкой на формализацию его цели по продаже 20 миллионов автомобилей в год в 2030 году. Эта гигантская цифра, превышающая продажи лидеров отрасли Toyota Motor и Volkswagen Group вместе взятых, представляет собой цель Маска по ежегодной замене 1% существующего мирового парка из 2 миллиардов автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Кроме того, по словам Маска, искусственный интеллект будет играть главную роль. Это может быть отсылкой к проекту робота Optimus, который, по его словам, станет его основным направлением в этом году, несмотря на отсутствие каких-либо доказательств концепции с тех пор, как эта идея была впервые озвучена в августе прошлого года.

Однако, когда ведущий авторитет Tesla Сойер Мерритт спросил через Twitter, какую роль может сыграть спорный проект Маска по имплантации мозга Neuralink, ответа от загадочного генерального директора не последовало. Компания Neuralink, которая планирует провести первые клинические испытания интерфейса мозг-компьютер в этом году, в последнее время попадала в заголовки газет по разным причинам: от введения в заблуждение регулирующих органов до проблем с корпоративной культурой и даже убийства шимпанзе.

рыночная капитализация $3 трлн.

Намеки Маска на третью часть его генерального плана подтверждают, по крайней мере частично, некоторые прогнозы группы аналитиков Morgan Stanley по акциям Tesla. В прошлый четверг в аналитической записке они предположили, что две частные ветви того, что они назвали «Маскономией» — те, что занимаются космическими полетами и строительством туннелей — могут присоединиться к автопроизводителю.

Ссылаясь на связи между Tesla и подразделением Starlink компании SpaceX, которое обеспечивает широкополосный интернет через сеть спутников на низкой околоземной орбите, они написали: «Мы давно заметили связь между спутниковой связью на НОО и транспортными сетями нового поколения».

Спекуляции на тему всеобъемлющей холдинговой компании, которая свяжет воедино различные нити бизнес-империи Маска, не прекращаются с тех пор, как в декабре 2020 года сантимиллиардер отметил, что это хорошая идея.

По мнению быков Маска, холдинговая группа X могла бы получить такие 50-кратные мультипликаторы оценки прибыли, которые характерны для быстрорастущих компаний, и, возможно, позиционировать X как следующую после Apple компанию с рыночной капитализацией в 3 триллиона долларов.
Для медведей поиски Маском новой корпоративной истории для нагнетания обстановки являются еще одним доказательством того, что реальный товар, который продает Маск, — это не полностью автономные автомобили, не ракеты на Марс и не человекоподобные роботы, а скорее сами акции. Хотя прогресс по четырем основным направлениям второго генерального плана, изложенного в 2016 году, был достигнут, ни одно из них, по всей видимости, не было достигнуто. Более того, планы компании Boring Company по строительству гиперпетли для Лас-Вегаса были сильно урезаны — от первоначальной футуристической концепции до обычного подземного тоннеля, обслуживаемого автомобилями Tesla, управляемыми людьми.

Сломать форму

Слияние различных бизнесов имеет прецедент в компании. В 2017 году Tesla исключила слово «Motors» из своего названия, чтобы лучше отразить свое расширение на вспомогательные услуги, такие как приобретение производителя фотоэлектрических крыш SolarCity.

Хотя поклонники Маска утверждают, что компания — это нечто большее, чем просто автопроизводитель, 88% оборота Tesla в прошлом году пришлось на поставки легковых автомобилей и продажи соответствующего программного обеспечения, включая не отложенный доход от опции полного самостоятельного вождения (FSD).

Что еще более важно, на автомобили пришлась вся валовая прибыль компании. В совокупности остальные виды деятельности Tesla, включая установку солнечных батарей на крышах и накопителей энергии, остаются убыточными.

В записке от четверга Morgan Stanley утверждает, что автомобили должны отойти на второй план по сравнению с другими видами деятельности, чтобы оправдать и без того высокие мультипликаторы оценки акций или поднять их еще выше.

Инвестиционный банк ожидает, что Tesla вырвется из традиционной для автомобильной промышленности модели владения, перейдя к более регулярным доходам от продажи программного обеспечения, например, от ежемесячных подписок на частично автоматизированную функцию FSD.

Модель владения, используемая традиционными автопроизводителями, основана на единовременной поставке автомобиля в качестве основного источника дохода. В соответствии с ней следующая возможность получения дохода появляется, когда клиенты обменивают свой автомобиль на новый через несколько лет.

«Если цена акций Tesla и будет расти, мы считаем, что это будет иметь довольно мало общего с основным бизнесом по производству и продаже автомобилей в рамках традиционной модели, столь знакомой аналитикам автомобильной отрасли», — считают в Morgan Stanley.

В конечном итоге инвесторам придется подождать следующего сообщения Маска в Twitter, чтобы узнать больше о третьей части генерального плана, поскольку он, скорее всего, не будет присутствовать на телефонном разговоре о доходах за первый квартал в конце следующего месяца.

Эта история была первоначально опубликована на Fortune.com

.