Индийская компания Paytm упала еще на 13% после провала первого дня IPO

(Bloomberg) — Акции индийского стартапа Paytm, занимающегося цифровыми платежами, упали на второй день после первичного размещения акций на сумму 2,5 млрд долларов США, что стало одним из худших дебютов в истории крупной технологической компании.

Самое читаемое от Bloomberg

Нью-Йорк строит стену из устриц для защиты от наводнений

Более плотный город, но какой ценой?

Женщины, стоящие за историческими проектами домов

От бань до рыбных хозяйств — скрытая инфляция ползет по всей Японии

70-летний глава компании «Маверик» намерен встряхнуть японские финансы

В понедельник акции упали примерно на 13% после падения на 27% во время дебюта в четверг, в результате чего их рыночная стоимость снизилась примерно до 12 миллиардов долларов. Падение ударило по индивидуальным инвесторам и глобальным организациям, таким как BlackRock Inc. и Canada Pension Plan Investment Board, которые расхватали акции.

Материнская компания Paytm, One 97 Communications Ltd., собрала рекордную сумму на IPO, но ее катастрофический торговый дебют вызвал критику в адрес компании и ее инвестиционных банкиров за то, что они слишком надавили при размещении акций. Основатель и главный исполнительный директор Виджай Шекхар Шарма настойчиво давал понять, что он хочет, чтобы Paytm превзошла давний рекорд IPO, установленный Coal India Ltd. в 2010 году. В пятницу индийские рынки были закрыты в связи с праздником.

«Инвесторам следует немного подождать, пока акции успокоятся», — сказал Мохит Нигам, управляющий фондами из Hem Securities Ltd. «В акциях слишком много волатильности и пессимизма».

В выходные компания Paytm опубликовала финансовые показатели за октябрь, который включает критический период перед праздником Дивали. Валовая товарная стоимость выросла на 131% до 832 млрд. рупий ($11,2 млрд.) за месяц, сообщила компания. Выдача кредитов, которая, по мнению аналитиков, является ключом к тому, чтобы Paytm стал прибыльным, увеличилась более чем на 400% до 6,27 млрд. рупий.

Неудача крупнейшего в Индии поставщика цифровых платежей может охладить бум на индийском фондовом рынке, который входил в число самых ажиотажных в мире. IPO было расценено некоторыми как символ растущей привлекательности страны как места назначения для глобального капитала, особенно для инвесторов, ищущих альтернативу Китаю.

Управление IPO Paytm осуществляли ведущие банки, включая Morgan Stanley, Goldman Sachs Group Inc, JPMorgan Chase & Co, ICICI Securities Ltd. и Axis Capital Holdings Ltd. Все они отказались от комментариев. Все они либо отказались от комментариев, либо не ответили на просьбы о комментарии.

В последние месяцы критики ставят под сомнение перспективы Paytm. Хотя продажи основного подразделения компании, занимающегося платежами и финансовыми услугами, выросли на 11% за год, закончившийся в марте, общий доход упал на 10% на фоне обострения конкуренции, сообщила компания в июле.

Еще до начала торгов компания Macquarie Capital Securities (India) Pvt. Ltd. присвоила компании первоначальный рейтинг «андерперформ» и ценовой ориентир в 1200 рупий, что на 44% ниже цены IPO.

«Учитывая бизнес-модель Paytm, в значительной степени сжигающую наличность, отсутствие четкого пути к прибыльности, большие регулятивные риски для бизнеса и сомнительное корпоративное управление, мы считаем, что компания переоценена на верхней границе ценового диапазона в 2 150 рупий», — написали аналитики Суреш Ганапати и Парам Субраманиан в своей записке.

Другие видят перспективы в модели Paytm, если она будет опираться на свою растущую клиентскую базу.

«Paytm — сильная компания в технологическом плане, но им нужно расширяться в финансовую сторону финтех-бизнеса», — говорит Девен Чокси, стратег KRChoksey Investment Managers Pvt. «Просто сосредоточиться на технологиях не получится».

Генеральный директор Шарма защитил перспективы компании. По словам сотрудников, принявших участие в четырехчасовом собрании, он сплотил сотрудников и призвал их не обращать внимания на падение в первый день.

Шарма сослался на Элона Маска и компанию Tesla Inc., напомнив сотрудникам, что акции производителя электромобилей раньше были одними из самых дефицитных в мире. Но компания преодолела годы борьбы, чтобы стать одним из самых узнаваемых брендов во всем мире, сказал он.

Спад «не является показателем стоимости нашей компании», — сказал 43-летний директор в интервью Bloomberg News в четверг. «Мы в этом деле надолго. Мы опустим голову и будем выполнять».

(Обновляет цену закрытия во втором абзаце)

Самое читаемое из Bloomberg Businessweek

Как уход за детьми стал самым разорительным бизнесом в Америке

Дикие пожары становятся все хуже, и одна химическая компания пожинает плоды

Boeing построил небезопасный самолет, а в его крушении обвинил пилотов