Индикатор инфляции iPhone 13 и вопрос, о котором мы мало говорим: Утренняя сводка

Эта статья впервые опубликована в журнале Morning Brief. Получайте «Утренний обзор» прямо на свой почтовый ящик с понедельника по пятницу до 6:30 утра по восточному времени. Подписаться

Четверг, 16 сентября 2021 года

На этой неделе под громкие аплодисменты прибыла последняя итерация iPhone, и было высказано немало недовольства по поводу отсутствия инноваций в продукции Apple (AAPL). Но, по крайней мере, один аспект дал потребителям повод для радости.

Джон Фортт из CNBC проницательно заметил, что Дом, который построил Стив Джобс, решил сохранить цены на уровне iPhone 12 — фактически сделав iPhone «защищенным от инфляции». Фортт предположил, что сочетание краткосрочных жертв, субсидий операторов и первоклассной инженерной мысли Apple дало потребителям редкую и неожиданную ценовую передышку для обновления своих телефонов.

Относительная цена iPhone 13 напоминает нам о том, что, пока на мир не обрушился COVID-19, технологические достижения играли огромную роль в повышении производительности труда и усмирении инфляции. Каким бы ни было обоснование генерального директора Тима Кука, Apple противостоит особенно неприятной проблеме, которая мешает потребителям: Цены повсюду растут, и конца этому не предвидится.

Все это подводит нас к вопросу, который не получает того внимания, которого заслуживает. Нигде инфляция не оказывает такого сильного, но в основном скрытого от глаз влияния, как на то, что мы едим.

Bloomberg осветил эту проблему в недавнем отчете, в котором цитировались данные Организации Объединенных Наций, согласно которым продовольственная инфляция в июле резко выросла на 31% по сравнению с прошлым годом. Статья также напомнила читателям, что продовольственные бунты, вызванные ростом цен, стали одной из основных причин протестов «арабской весны» 2011 года (как будто миру нужны еще какие-то гражданские беспорядки).

Кроме того, августовский индекс потребительских цен (ИПЦ) показал, что годовая инфляция на продукты питания за последние несколько месяцев приблизилась к 4%. По данным DataTrek Research, за последние два года цены на продукты питания в США подскочили на 8%, в основном за счет основных продуктов питания, таких как мясо, птица, рыба и яйца.

Цены на продукты питания выросли из-за повышения цен на белки, такие как рыба, мясо и птица.

«Хотя белковая инфляция нестабильна, обычная картина — это внезапный подъем… с последующим снижением», — написал в среду Николас Колас, соучредитель DataTrek Research. «В недавнем прошлом у нас было два повышения (2020, 2021), но пока нет снижения».

Дело осложняется тем, что США ежегодно импортируют продовольствия на сотни миллиардов долларов — гораздо больше, чем поставляют за рубеж (увы, это история на другой день). И на этой арене цены также растут: Данные по импортным ценам за август показали, что цены на продовольствие выросли на 0,6% в месячном исчислении и на 10% в годовом.

По крайней мере, частично эта тенденция вызвана ростом стоимости перевозок, который в основном объясняется высоким спросом и глобальными проблемами с цепочками поставок.

Оценивая, что мировые цены на импорт повышаются на 10% при удвоении стоимости морских перевозок, Саймон МакАдам из Capital Economics написал в среду: «Учитывая, что стоимость морских перевозок еще никогда не поднималась так сильно, как в прошлом году, полный масштаб прорыва трудно предсказать».

Долгосрочное влияние на потребителей не совсем ясно, но МакАдам отметил, что «если ожидается скорое снижение стоимости доставки, импортеры могут спокойно ждать нормализации затрат и воздержаться от повышения цен».

Однако, «судя по фьючерсам на чартерные ставки для балкерных судов, за последние пару месяцев трейдеры окончательно пришли к мнению, что стоимость морских перевозок не упадет по эту сторону Рождества и останется намного выше довирусных уровней вплоть до 2022 года». Краткая версия: В ближайшее время не ждите облегчения в продуктовых рядах и ресторанах.

Все это возвращает нас к курьезному случаю с Apple и одному особенно актуальному анекдоту.

Еще в 2011 году тогдашний президент Федеральной резервной системы Нью-Йорка Уильям Дадли попытался успокоить потребителей Квинса в связи с резким ростом цен на продукты питания. Центральный банкир привел в пример новейший iPad, который стоит столько же, сколько и предыдущая версия, как причину, по которой «нужно смотреть на цены на все вещи».

Как можно представить, эта аналогия не понравилась аудитории Дадли из рабочего класса. Один из слушателей бросил язвительную реплику: «Я не могу съесть iPad».

Десятилетие спустя достаточно сказать, что iPad — или iPhone — все еще не съедобны. Директивным органам не мешало бы помнить об этом.