Неэластичный

Что такое неэластичность?

Неэластичный — это экономический термин, относящийся к статическому количеству товара или услуги при изменении их цены. Неэластичный означает, что когда цена растет, покупательские привычки потребителей остаются примерно такими же, а когда цена снижается, покупательские привычки потребителей также остаются неизменными.

Понимание неэластичности

Неэластичный означает, что изменение цены товара или услуги на 1 процент приводит к изменению объема спроса или предложения менее чем на 1 процент.

Например, если цена основного лекарства изменилась с 200 до 202 долларов, увеличившись на 1 процент, а спрос изменился с 1000 единиц до 995 единиц, то есть снижение менее чем на 1 процент, то лекарство будет считаться неэластичным товаром. Если бы повышение цен никак не повлияло на объем спроса, лекарство считалось бы совершенно неэластичным. Потребности и лечение, как правило, относительно неэластичны, поскольку они необходимы для выживания, тогда как предметы роскоши, такие как круизы и спортивные автомобили, имеют тенденцию быть относительно эластичными.

Кривая спроса на совершенно неупругого благо изображается в виде вертикальной линии в графических презентациях, так как величина спроса одинакова на любой ценой. Предложение может быть совершенно неэластичным в случае уникального товара, такого как произведение искусства. Независимо от того, сколько потребители готовы платить за него, никогда не может быть более одной оригинальной версии.

Совершенно неэластичные товары

Примеров совершенно неэластичных товаров нет. Если бы это было так, это означало бы, что производители и поставщики могли бы взимать плату, которую они сочтут нужной, а потребителям все равно нужно было бы их покупать. Единственное, что близко к совершенно неупругому товару, — это воздух и вода, которыми никто не управляет. 

Но есть продукты, которые почти не эластичны. Возьмем, к примеру, бензин. Эти цены часто меняются, и если предложение упадет, цены подскочат. Людям нужен бензин, чтобы водить машину, и им все равно нужно будет его покупать, потому что они не смогут изменить свои привычки вождения, например, ездить на работу, гулять с друзьями, брать детей в школу или ходить по магазинам. Они могут измениться, например, сменить работу на что-то более близкое, но люди все равно будут покупать газ — даже по более высокой цене — прежде чем вносить какие-либо резкие, радикальные изменения в свой образ жизни. 

Эластичность спроса

Напротив, эластичный товар или услуга — это товар или услуга, для которых изменение цены на 1 процент  вызывает изменение объема спроса или предложения более чем на 1 процент. Большинство товаров и услуг эластичны, потому что они не уникальны и не имеют заменителей. Если цена билета вырастет, полететь будет меньше. Товар должен иметь множество заменителей, чтобы удовлетворить совершенно эластичный спрос. Совершенно эластичная кривая спроса изображается в виде горизонтальной линии, потому что любое изменение цены вызывает бесконечное изменение количества спроса.

Неэластичность товара или услуги играет важную роль в определении объема выпуска продавца. Например, если производитель смартфонов знает, что снижение цены на его новейший продукт на 5 процентов приведет к увеличению продаж на 10 процентов, решение о снижении цен может быть прибыльным. Однако если снижение цен на смартфоны на 5 процентов приведет к увеличению продаж только на 3 процента, то маловероятно, что это решение будет выгодным.