Китай разрывает свод правил в гонке за устранением энергетического кризиса

(Bloomberg) — Беспилотники жужжат над забитыми транспортом дорогами в Ордосе, Внутренняя Монголия, когда полицейские в белых фуражках пытаются управлять сотнями грузовиков, ожидающих погрузки угля. Многие из них стоят там уже несколько дней.

Самое читаемое из Bloomberg

Главный делец денег в Deutsche Bank получает миллиарды из Сингапура

Почему американцы и британцы спешат купить идиллические дома в Италии

Забудьте о Палм-Спрингс — Санта-Фе является новой Меккой для современной архитектуры

Ответ городов на расползание? Дикая природа.

Крупнейший проект Google — поиск безуглеродного будущего

Заторы, разрушающие китайский город, один из самых важных угольных центров в мире, свидетельствуют об огромной задаче, стоящей перед главным потребителем энергии в мире, который пытается ослабить энергетический кризис, подавляющий ключевые отрасли промышленности, и который, как предупреждают некоторые экономисты, рискует подорвать глобальный рост.

Уже больше месяца нехватка энергии ощущается в китайских центрах производства стали, алюминия и цемента, а цены на уголь, на который приходится почти две трети всей электроэнергии в стране, достигли головокружительного роста. Поскольку приближающаяся зима грозит повысить спрос, власти предпринимают чрезвычайные меры для вмешательства.

В их числе — обращение вспять недавнего движения в сторону более чистой энергии и более высоких стандартов безопасности путем возрождения старых и грязных угольных шахт; отмена правил, призванных сдерживать цены на электроэнергию для промышленных потребителей; и рассмотрение возможности увеличения импорта иностранного топлива в то время, когда торговые отношения с такими странами, как Австралия и США, остаются неустойчивыми. Однако даже эти меры вряд ли окажутся достаточно радикальными.

Читать далее: Почему Китай столкнулся с энергетическим кризисом и что это значит

Правительство Китая также приказало угольщикам не жалеть средств на увеличение добычи, призвав сектор поставлять более 12 миллионов тонн топлива в день в последние три месяца, что эквивалентно дополнительным 100 миллионам тонн, примерно столько же, сколько сырьевой гигант Glencore Plc производит за год.

Упущение этой цели может иметь последствия далеко за пределами Пекина.

«В Китае может возникнуть самый сильный зимний дефицит электроэнергии с 2010 года», — говорит аналитик Citigroup Трейси Ляо. «Это увеличит риски стагфляции и давление роста на китайскую и мировую экономику предстоящей зимой, подтолкнет цены на энергоносители к росту и будет способствовать широкомасштабным сокращениям в сырьевых секторах».

Интервью с торговцами углем, инженерами шахт и чиновниками, все из которых попросили об анонимности при обсуждении частных деталей их работы, подчеркивают масштаб проблемы, стоящей перед Китаем. Страна должна решить проблему нехватки энергоснабжения, сдержать дикий рост цен — и сохранить свои долгосрочные климатические цели на должном уровне.

Национальная комиссия по развитию и реформам Китая и Генеральная таможенная администрация не сразу ответили на запрос о комментарии, отправленный по факсу.

Трудно переоценить трудности с поставками. В конце прошлого месяца топ-менеджеры одной из крупнейших энергетических компаний страны State Power Investment Corp. и представители южной провинции Гуйчжоу встретились с ключевым поставщиком угля China Shenhua Energy Co. Запрос на 3 миллиона тонн топлива закончился соглашением о поставке только 30 000 тонн. По словам людей, знакомых с ходом обсуждения, шахтер просто не мог гарантировать, что производство вырастет настолько, чтобы предложить больше. SPIC, China Shenhua и Комиссия по развитию и реформам провинции Гуйчжоу не сразу ответили на просьбу о комментарии.

Руководители энергетических компаний в других регионах мчались между шахтами, чтобы обеспечить поставки и выполнить правительственную директиву, предписывающую угольным станциям иметь в запасе более семи дней топлива. Даже те, кто готов мириться с заоблачными ценами, остались разочарованы. Им сказали, что угля просто не хватит на всех.

Скачкообразные отключения электричества усугубили глобальные проблемы с поставками, сообщила компания Tesla Inc. в среду в отчете о доходах. Производитель электромобилей наращивает объемы производства на своем заводе в Шанхае, который напрямую не пострадал от отключений.

Толкать к производству

Поворот в сторону увеличения объемов сжигания угля происходит несмотря на обязательство президента Си Цзиньпина сократить потребление Китаем самого загрязняющего ископаемого топлива с 2026 года. Страна стала единственным крупным загрязнителем окружающей среды, который в 2020 году зафиксировал более высокий уровень выбросов, чем годом ранее, и ожидается, что этот годовой объем снова вырастет. Это неудобная реальность на фоне глобальных переговоров по климату, которые должны открыться в ближайшие дни.

«Будучи крупной производственной державой, Китай должен обеспечить энергоснабжение в своих собственных руках», — сказал Си в четверг, осматривая нефтяное месторождение Шенгли в восточной провинции Шаньдун, и этот визит стал подтверждением того, что ископаемое топливо по-прежнему занимает центральное место в амбициях страны по обеспечению энергетической безопасности.

Во Внутренней Монголии в этом месяце было одобрено расширение более 70 угольных шахт, при этом власти потребовали, чтобы работы были завершены до ноября. По словам сотрудников, задачи, которые обычно занимают месяцы, теперь должны быть решены в течение нескольких недель. Эти работы включают планирование того, как увеличить мощность без риска разрушительных оползней горных пород на карьерах, работающих в основном открытым способом.

Некоторые руководители отрасли предупреждают, что стремление производить больше, скорее всего, будет стоить жизни. Одним из факторов, замедливших поставки из Китая в начале года, было ужесточение стандартов безопасности после серии смертельных случаев на шахтах.

Даже современные подземные работы сталкиваются с трудностями. Открытие новых участков под поверхностью требует тщательной подготовки для обеспечения безопасности и планирования шахты, а практические шаги, такие как прокладка кабелей для электроснабжения, также требуют времени.

«Мы видим риски в достижении этой цели к пику зимнего спроса», — сказал Мариус ван Страатен, аналитик Morgan Stanley. «Мы не верим, что дефицит угля в Китае значительно уменьшится в зимние месяцы».

Есть первые признаки того, что эти меры оказывают некоторое влияние. В Ордосе добыча подскочила примерно на 11% по сравнению с прошлым месяцем, и в некоторые последние дни этот регион дал больше, чем любой другой мировой угольный центр. Простаивающие шахты возобновляют работу в считанные недели, а не месяцы, и некоторые участки смогут задействовать неиспользуемые мощности для быстрого увеличения производства, говорит Ю Чжай, аналитик по углю из Wood Mackenzie Ltd.

Более 20 регионов, на которые приходится около двух третей валового внутреннего продукта Китая, в последние недели ввели ограничения на подачу электроэнергии. По данным BloombergNEF, меры по увеличению поставок и ограничению крупных потребителей энергии привели к тому, что к середине октября только в провинциях Ляонин и Чжэцзян наблюдался значительный дефицит электроэнергии, тогда как двумя неделями ранее их было около 18. Тем не менее, январь обычно является месяцем, когда энергетический сектор Китая испытывает наибольшую нагрузку.

Чтобы не отставать от спроса, добыча угля должна расти быстрее. По оценкам некоторых представителей отрасли, разрыв между спросом на уголь и предложением в Китае за весь год составит от 350 до 400 миллионов тонн.

Импорт из Индонезии растет, и некоторые наблюдатели ожидают увеличения потоков из Монголии. Некоторые китайские чиновники предложили отменить запрет на новый импорт австралийского угля, хотя эта перспектива пока не нашла поддержки у высокопоставленных политиков. В последние годы отношения между Австралией и Китаем резко ухудшились, что привело к введению новых ограничений на торговлю сырьевыми товарами.

В любом случае, иностранный уголь составляет лишь малую часть китайского спроса. В прошлом году объем импорта составил около 304 миллионов тонн, в то время как местная добыча — около 3,8 миллиарда тонн.

Это означает, что ограничения для энергоемких отраслей будут продолжаться, сказал Ю. Ю. из Wood Mackenzie. По данным UBS Group AG, до конца года объем производства в таких отраслях, как сталелитейная и цементная, может снизиться на 30%.

Повышение цен на электроэнергию ударяет и по тяжелой промышленности. Провинция Гуанси добавляет 50%-ную надбавку для своих наиболее потребляющих отраслей, к которым относится производство глинозема и алюминия. Более широкие ценовые реформы привели к повышению цен в Шаньдуне и Цзянсу примерно на 20%.

«При повышении тарифов на 50%, я считаю, что спрос на энергоемкие отрасли промышленности сразу же снизится», — заявил в среду на конференции Credit Suisse Group AG Линь Боцян, декан Китайского института исследований энергетической политики при Сямэньском университете и консультативный член Национального энергетического комитета. «Благодаря повышению тарифов Китай сможет очень быстро решить проблему нехватки электроэнергии».

Тем не менее, повышение цен на электроэнергию усиливает инфляционное давление на китайские заводы, и пока неясно, как долго лидеры страны позволят замедлить рост. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян на прошлой неделе пообещал обеспечить электроснабжение заводов во время поездки по промышленному центру — провинции Гуандун.

Охлаждение ралли

Меры по охлаждению роста цен на уголь проходят с переменным успехом, даже после того, как вице-премьер Китая Хань Чжэн на этой неделе пообещал принять «мощные меры» против спекуляций и скопидомства в энергетическом секторе.

Фьючерсы на уголь начали падать, после того как цены подскочили с эквивалента 131 доллара за тонну в начале сентября до более чем 300 долларов в начале этой недели. Однако физические объемы поставок остаются на рекордно высоком уровне, и цены вряд ли будут колебаться, пока сохраняется дефицит, говорят трейдеры. Усилия некоторых провинций по ограничению цен на уголь также не оказывают существенного влияния.

Это оставляет энергетический кризис в Китае в руках шахтеров, спешащих добыть больше угля. А Ла Нина, как ожидается, принесет жестоко холодную зиму, которая может свести на нет некоторые из достигнутых к настоящему времени успехов.

Даже когда грузовики выстраивались в очередь на шахтах Внутренней Монголии, рабочие в других частях региона включали центральное отопление в домах и офисах на несколько дней раньше, чем ожидалось, поскольку снег сошел на засушливые равнины.

(Обновлено для добавления комментария Председателя КНР Си Цзиньпина в 14-м абзаце)

Самое читаемое из Bloomberg Businessweek

Как Дональд Трамп, Элон Маск и Гвинет Пэлтроу отключают способность мыслить рационально

Колумбийский шаман дождя получал деньги за то, что останавливал бури, пока не смог этого сделать

Эти неработающие американцы говорят нам, что потрясения на рынке труда не преходящи

Что показало сканирование моего мозга о науке убеждения

Джейн Фрейзер планирует переделать Citigroup, издеваясь над конкурентами