Пять отраслей, затронутых автоматизацией прямо сейчас

Лаура Фогель

Если вы работаете в сфере розничной торговли, общественного питания, на складах или в здравоохранении, вашими новыми коллегами могут стать роботы, а не люди. Автоматизация заменяет многие функции, выполняемые людьми. Роботам не нужны перерывы, они не объединяются в профсоюзы и могут работать без остановки. Читайте дальше, чтобы узнать подробности о том, как автоматизация заменяет работников, которые могут заболеть COVID или состариться на рабочем месте.

Киоск самообслуживания в магазине в Майами-Бич. (Getty Images)

Кассы самообслуживания — обычное явление в супермаркетах. Но давайте посмотрим правде в глаза, они являются неуклюжей альтернативой очереди в кассу. Amazon хочет избавиться от них обоих вместе. На прошлой неделе Amazon объявил, что откроет два рынка Whole Foods — один в Вашингтоне, округ Колумбия, и один в Шерман Оукс, штат Калифорния — где будет использоваться технология «Just Walk Out» без кассы. Компания уже экспериментировала с этой технологией в магазинах на Манхэттене и в Сиэтле.

В новом высокотехнологичном магазине Whole Foods покупатели при входе в магазин смогут помахать ладонью (после привязки изображения части тела к фирменной платежной системе Amazon One), воспользоваться приложением Amazon или провести по кредитной или дебетовой карте. Затем совершайте покупки как обычно и просто выходите, когда закончите. Согласно релизу Amazon, «[Эта] технология стала возможной благодаря сочетанию компьютерного зрения, слияния датчиков и глубокого обучения — аналогично тому, что вы найдете в самоуправляемом автомобиле».

Роботы-официанты подают еду клиентам в Стамбуле (Getty Images)

Пытаясь решить проблему нехватки работников, ряд ресторанов по всей стране начали экспериментировать с роботами-серверами.

В Стоктоне, штат Калифорния, один из ресторанов нанял робота-официанта, которого производитель Richtech Robotics назвал «Matradee», для доставки еды посетителям. Matradee способен открывать двери кухни, доставлять еду и убирать грязную посуду после ее загрузки.

Рестораны в Далласе, штат Техас, и Южной Тампе, штат Флорида, также экспериментируют с подобными роботами. «Благодаря COVID некоторые клиенты предпочитают, чтобы робот доставлял им еду», — сказал владелец ресторана Ричард Тай в интервью телеканалу Fox-13 News в Тампа-Бэй. «Клиентам это нравится. Это удобно для официантов, и им это нравится».

Робот готовится забрать тотализатор на складе Amazon в Орландо, штат Флорида. (Getty Images)

Электронная коммерция процветала во время пандемии, и распределительным центрам было трудно за ней угнаться. По данным торгового издания Material Handling & Logistics, склады столкнулись с рядом проблем, включая «старение работников, осложнения после пандемии, естественно высокий уровень текучести кадров и высокую конкуренцию». Склады, испытывающие нехватку работников, обращаются к робототехнике и автоматизированным решениям, чтобы не отставать от конкурентов.

Компания Amazon не чужда автоматизации и роботов на своих складах. В 2012 году гигант розничной торговли приобрел робототехническую компанию Kiva за 775 миллионов долларов. Ранее этим летом Geekwire сообщил, что на складах компании работает более 350 000 роботов.

Последние эксперименты компании с роботами связаны с оказанием помощи работникам склада, выполняющим такие действия, как сбор пакетов на высоких и низких полках и доставка их на высоту человеческого роста, что позволяет снизить травмы, связанные с повторяющимися движениями.

Огромные масштабы Amazon делают робототехнику заманчивым предложением. «Мы обнаружили, что крупные компании чаще автоматизируют задачи низкой и средней квалификации. Причина этого в том, что крупный ритейлер, такой как Amazon, может держать машину занятой и использовать ее в полную силу, чего не может сделать более мелкий ритейлер», — объясняет Лоуренс Алес, доцент экономики в Школе бизнеса Теппера Университета Карнеги-Меллона.

Автомобиль доставки Domino’s Pizza в Хьюстоне, штат Техас. (Getty Images)

Одной из самых больших проблем в цепочке поставок электронной коммерции является так называемая «последняя миля», представляющая собой расстояние, которое должны пройти товары между выходом из распределительного центра и попаданием к вам, покупателю. AxleHire, компания, предоставляющая субподряд на доставку товаров на дом и в офис гиг-работникам, тестирует роботов для решения этой проблемы. В течение последнего года компания тестировала дистанционно управляемых роботов-доставщиков, разработанных стартапом Tortoise в Лос-Анджелесе. На прошлой неделе AxleHire объявила о расширении тестирования на другие американские города.

А если тротуары и дороги становятся слишком тесными, родительская компания Google — Alphabet — разработала беспилотный летательный аппарат Wing, который тестируется в Австралии. На данный момент Wing успешно доставил более 100 000 посылок, сообщает издание Verge.

Врач извлекает лекарства из больничного логистического робота. (Getty Images)

Немногие отрасли пострадали от пандемии сильнее, чем здравоохранение. Длительность и интенсивность пандемии привели к тому, что многие работники этой сферы просто выгорают. Опрос Washington Post — Kaiser Family Foundation, проведенный в начале этого года до всплеска заболеваемости по варианту Delta, показал, что 3 из 10 работников здравоохранения рассматривали возможность ухода из сферы здравоохранения из-за пандемии.

Роботы и автоматизация помогают удивительным образом. В одной из бостонских больниц робот-«собака» Spot компании Boston Dynamics используется для снятия и мониторинга жизненных показателей пациентов, дистанционного приветствия пациентов и многого другого, сообщает National Geographic.

В сингапурской больнице Changi General Hospital более 50 роботов используются для уборки, доставки грузов и даже для помощи в реабилитации пациентов, сообщает CNN.

Так где же в результате автоматизации останутся люди? Профессор Алес говорит, что многие роли будут уступлены механическим коллегам, и «скорее всего, от [человеческих работников] будут ожидать только той работы, которую трудно разложить на простые части».