Tesla ускоряет движение электромобильной индустрии на South by Southwest

Тина Беллон и Хенджу Джин

ОСТИН, Техас (Рейтер) — Решение компании Tesla Inc перенести свою штаб-квартиру в Остин, штат Техас, из Пало-Альто, штат Калифорния, ускоряет перемещение рабочих мест в индустрии электромобилей в южные и западные штаты США, которые предлагают более низкие налоги, более мягкое регулирование и меньшее количество профсоюзов, чем прибрежные «голубые» штаты, где продается большинство электромобилей.

Стартапы по производству электромобилей и уже состоявшиеся автопроизводители выстроили очередь на 24 миллиарда долларов инвестиций в новые заводы в Техасе, Аризоне, Оклахоме, Теннесси и Кентукки.

Заявление генерального директора Элона Маска https://www.reuters.com/business/autos-transportation/tesla-moving-headquarters-austin-texas-says-ceo-musk-2021-10-07 на ежегодном собрании производителя электромобилей № 1 в четверг ставит восклицательный знак на смещении центра тяжести в американской автомобильной промышленности, а также подчеркивает напряженность, которую это может создать.

Конкуренция между штатами за рабочие места для электромобилей является острой и имеет политический аспект. В таких «голубых» штатах, как Калифорния, где проживает много покупателей электромобилей и инвесторов EV-компаний, придерживающихся сильных взглядов на климатическую политику.

Многие штаты, получающие рабочие места для электромобилей, — это политически консервативные «красные» штаты, губернаторы-республиканцы которых одновременно поддерживают промышленность, работающую на ископаемом топливе, и охотно принимают производителей электромобилей и их рабочие места, предоставляя субсидии и упрощая нормативно-правовую базу.

«Штат Одинокой Звезды — страна возможностей и инноваций. Добро пожаловать», — написал губернатор Техаса Грег Эбботт в Твиттере в четверг после того, как Tesla объявила о своем переезде.

Tesla, самый дорогой автопроизводитель в мире, теперь сталкивается с проблемой использования преимуществ делового климата Техаса без отталкивания работников, нанятых из оживленной технологической индустрии района залива Сан-Франциско. Ей также необходимо учитывать большую базу покупателей автомобилей Tesla в более политически либеральных штатах, таких как Калифорния и Нью-Йорк.

«Tesla не хочет навлечь на себя критику или нападки со стороны общественных групп защиты, обвиняющих их в том, что они ищут большой пакет стимулов или отказываются от Калифорнии в то время, когда штат находится в опасности», — сказал Джон Бойд, директор компании Boyd Company, фирмы по выбору площадок.

Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом, демократ, в пятницу похвалил Маска за инвестиции в Калифорнию, включая его предприятие SpaceX, и создание рабочих мест.

Но Ньюсом сказал, что штат также предоставил компании Tesla налоговые субсидии на сотни миллионов долларов. «Наша нормативная среда помогла создать компанию и вырастить ее».

СОЮЗ

Детройтские автопроизводители, такие как Ford Motor Co, сталкиваются с аналогичной проблемой. На прошлой неделе компания Ford заявила, что она и южнокорейский партнер SK Innovation по производству аккумуляторов инвестируют $11 млрд. https://www.reuters.com/article/ford-motor-electric-idCAKBN2GN299 в создание в Теннесси масштабного комплекса по сборке электромобилей и аккумуляторов, превосходящего по размерам исторический комплекс Rouge в Дирборне, штат Мичиган.

Этот комплекс и связанные с ним новые производства в Кентукки могут создать 11 000 рабочих мест.

Профсоюз United Auto Workers быстро призвал Ford заверить, что эти рабочие места будут принадлежать профсоюзу. Но в Теннесси и Кентукки членство в профсоюзе необязательно, и рабочие других автопроизводителей в этих штатах до сих пор отвергали организационные усилия UAW.

Маск публично разругался с Калифорнией, когда регулирующие органы заставили Tesla приостановить производство в первые месяцы пандемии COVID-19 в 2020 году. В какой-то момент Маск пригрозил перенести штаб-квартиру Tesla и будущие программы за пределы штата.

Маск, один из богатейших людей мира, сказал, что переехал в Техас в прошлом году, и он принял свой новый дом, надев банданы и рубашки в западном стиле. В Калифорнии ставки подоходного налога достигают 13,3%, в то время как в Техасе нет налога на доходы физических лиц.

Однако на Калифорнию также приходится около 15% глобальных поставок Tesla в 2020 году.

В четверг Маск заявил, что переезд штаб-квартиры не означает, что Tesla полностью покинет Калифорнию, и сказал, что производство на сборочном заводе Tesla во Фримонте и аккумуляторном заводе в Рино, штат Невада, увеличится на 50%. Сотрудники офиса Tesla в Пало-Альто ожидают, что инженеры останутся в Кремниевой долине, хотя некоторые финансовые работники могут переехать, сказал один из источников.

Техасским чиновникам и компании Tesla предстоит решить один неудобный вопрос: законодательство Техаса в настоящее время запрещает компании Tesla продавать автомобили напрямую клиентам в штате.

Остин — самый быстрорастущий столичный регион США, население которого в период с 2010 по 2020 год увеличится на 30% и составит около 2,3 миллиона человек.

Как и другие крупные города Техаса, Остин и прилегающий к нему округ Тревис, где расположен завод Tesla, управляются демократами, что отличает их от большинства консервативных, менее густонаселенных округов Техаса.

Район города Остин является технологическим центром, где находится производитель персональных компьютеров Dell Technologies Inc. и работают такие крупные компании Кремниевой долины, как Apple Inc. и Google Alphabet Inc. Производитель программного обеспечения для бизнеса Oracle Corp в декабре объявил о переносе своей штаб-квартиры в Остин.

Южнокорейский конгломерат Samsung Electronics также близок к началу строительства завода по производству полупроводников стоимостью 17 миллиардов долларов к северу от Остина.

Демократический мэр Остина Стив Адлер приветствовал это решение, заявив, что Tesla создаст «чистое производство, рабочие места средней квалификации, которые нужны Остину».

Известный своей причудливой культурой, Остин также является домом для крупных музыкальных фестивалей, таких как Austin City Limits и South by Southwest, которые ежегодно привлекают большое количество людей.

Однако резкий рост и приток большого количества высокооплачиваемых калифорнийцев натолкнулся на сопротивление некоторых местных жителей. Сообщения о том, что покупатели из других штатов приобретают дома за наличные по цене вдвое выше запрашиваемой, разочаровывают многих жителей Остина.

(Репортаж Тины Беллон в Остине, штат Техас, и Хенджу Джин в Сан-ФранцискоДополнительный репортаж Пола Лиенерта в Детройте и Дэвида Шепардсона в ВашингтонеПишет Джозеф УайтРедактируют Дэн Греблер и Мэтью Льюис)