Бывший генеральный директор PepsiCo Индра Нуйи: Один из самых больших кризисов, который мы имеем, — это стоимость ухода за детьми

Теперь, когда у Индры Нуйи наконец-то появилась пара минут, чтобы отдышаться после напряженного подъема по корпоративной лестнице, в результате которого она 12 лет возглавляла знаменитый гигант по производству закусок и напитков PepsiCo в качестве председателя совета директоров и генерального директора (а в 2019 году уйдет на пенсию), Нуйи вновь заявила об одной из самых больших проблем, с которыми сталкивается общество, все еще охваченное пандемией здравоохранения.

Стоимость ухода за детьми вышла из-под контроля (и была таковой задолго до пандемии) и вытесняет многих женщин с рынка труда, поскольку они пытаются сбалансировать две задачи — домашнее обучение и работу на дому.

«Организованный уход за детьми приведет к тому, что больше людей, которые ушли с рынка труда, вернутся на него, а все они, как правило, преимущественно женщины. И самый большой кризис, который мы имеем сегодня, — это слишком высокая стоимость услуг по уходу, когда они доступны, в большинстве случаев они недоступны. И даже когда он есть, качество ухода недостаточно хорошее», — сказала Нуйи в интервью Yahoo Finance после выхода ее новых мемуаров «Моя жизнь в полном объеме».

Добавила Нуйи: «Мы должны решить эту проблему в срочном порядке, потому что у нас острая нехватка рабочей силы. И большая часть этой нехватки рабочей силы — это не нехватка людей, это нехватка людей, которые могут прийти на работу, потому что у них нет альтернативы».

Пагубное воздействие пандемии на женскую рабочую силу начинает усугубляться, о чем подробно говорится в новом исследовании «Женщины на рабочем месте», проведенном компанией McKinsey & Company.

Каждая третья женщина сообщила McKinsey, что в этом году она рассматривала возможность изменения своей карьеры или ухода с работы. В начале пандемии каждая четвертая женщина рассматривала такую возможность. Более того, четыре из десяти женщин рассматривали возможность ухода от работодателя или смены работы.

«Пандемия продолжает наносить ущерб сотрудникам, и особенно женщинам. Женщины выгорают еще больше, чем год назад, причем среди женщин выгорание нарастает гораздо быстрее, чем среди мужчин», — говорится в отчете.

САН-ХОСЕ, КАЛИФОРНИЯ — 12 ФЕВРАЛЯ: Индра Нуйи, Pepsico выступает на сцене во время Watermark Conference For Women 2020 в San Jose Convention Center 12 февраля 2020 года в Сан-Хосе, Калифорния. (Photo by Marla Aufmuth/Getty Images for Watermark Conference for Women )

Глядя на впечатляющую карьеру Нуйи на бумаге, можно подумать, что она не знает о необходимости улучшения ухода за детьми в стране. Но это не может быть дальше от истины.

Нуйи — один из самых выдающихся корпоративных лидеров последних 25 лет. Но путь к вершине ее корпоративной карьеры — председателю совета директоров и генеральному директору компании PepsiCo — был нелегким.

В своих новых мемуарах Нуйи вспоминает свое детство, выросшее в Мадрасе, Индия (ныне Ченнай). Хотя родители всегда поощряли Нуйи стремиться к получению высшего образования, учиться и реализовывать свои мечты, социальная норма в Индии заключалась в том, что мужчина в семье зарабатывает, а женщина занимается семьей и домом.

Однако Нуйи выбрала другой путь, во многом благодаря своему внутреннему стремлению к успеху.

В 1978 году Нуйи была принята в Йельскую школу менеджмента (которую она посещала за счет стипендии и школьных кредитов) и переехала в США, имея на руках всего 450 долларов и не имея родственников в стране. Именно там сформировалось стратегическое мышление Нуйи, которое привело ее к тому, что она стала востребованным кандидатом от нескольких ведущих организаций. В Йеле она встретила своего 42-летнего мужа Раджа Нуйи.

В начале своей карьеры она занималась корпоративной стратегией, в том числе работала в Booz Allen, Boston Consulting Group, Motorola и ABB. В 1984 году Нуйи впервые стала матерью Притхи, и в мемуарах она рассказывает о трудностях, связанных с совмещением работы и материнства в те первые годы. Большинство дней Нуйи почти не спала, работая до двух часов ночи, а то и дольше.

Нуйи быстро говорит, что она благодарна за поддержку друзей и семьи, которая позволила ей продолжать упорно работать.

«Я возвращаюсь и говорю: да, мне повезло. У меня была поддержка семьи из нескольких поколений, соседей и друзей. Я имею в виду, я культивировал все это. Они просто не свалились на меня, я их всех вырастила. И какие бы стрессы и напряжения ни были связаны с жизнью нескольких поколений, я с этим справилась. Это просто то, с чем нам приходилось справляться. Я думаю, что в современном мире мы должны создавать такие семейные структуры либо через общинные сети, либо через организованные структуры поддержки ухода», — говорит Нуйи.

Вторая дочь Нуйи Тара родилась в декабре 1992 года. К 30 марта 1994 года Нуйи вошла в штаб-квартиру PepsiCo в Перчэйсе, штат Нью-Йорк, чтобы начать свой первый рабочий день в качестве руководителя по стратегии. Она вспоминает, что в то время не было ни одной женщины-руководителя, возглавляющей компанию из списка Fortune 500.

Восходящая звезда не теряла времени даром. Именно ее детальная стратегическая работа привела к решению о выделении в 1997 году ресторанных операций PepsiCo, состоявших из KFC, Taco Bell и Pizza Hut. Сегодня это выделение известно как публично торгуемая компания Yum! Brands.

Нуйи не закончила работу над созданием современной PepsiCo, отнюдь нет.

В 1998 году она возглавила выделение группы по розливу напитков компании PepsiCo (а затем выкупила ее обратно в качестве генерального директора в 2009 году). В том же году она возглавила покупку компании Tropicana за 3,3 миллиарда долларов.

В 2001 году Нуйи стала ведущим переговорщиком в сделке по приобретению компанией PepsiCo компании Quaker Foods за 13,4 миллиарда долларов (в которую входил настоящий приз в этой сделке — компания Gatorade). К 2001 году, благодаря своей преданности делу, она возглавила финансовые показатели PepsiCo в качестве финансового директора и имела весомый голос в других вопросах в качестве члена совета директоров.

1 октября 2006 года Нуйи была назначена президентом и генеральным директором компании. За 12 лет работы на посту генерального директора Нуйи продвинула PepsiCo в более здоровые закуски и стремилась представить напитки с меньшим содержанием сахара (или вообще без него). Продажи и прибыль компании неуклонно росли. Общий доход акционеров PepsiCo при Нуйи составил 149% по сравнению со 128% по индексу S&P 500. На этом пути она также успешно отразила две атаки инвесторов-активистов (покойного Ральфа Уитворта и недавнего Нельсона Пельтца).

Сегодня Нуйи сказала Yahoo Finance, что скучает по людям в PepsiCo, но не по всегда напряженной работе генерального директора. Она говорит, что занятие другой должности генерального директора или роль в правительстве (о последней уже давно ходят слухи) не входит в ее планы.

«Я думаю, что мне просто нравится все то, что я делаю. У меня есть луна, за которую я хочу взяться, — это собрать вместе всех людей, которые работают над поддержкой молодых семей — не только женщин, — поддержкой молодых строителей семей и продвижением женщин на рабочем месте», — говорит Нуйи. «И я бы хотела работать с ними, чтобы продвигать эту повестку дня, потому что так много женщин и молодых строителей семей задают мне этот вопрос о том, как нам это сделать, как нам продвинуться вперед? И я думаю, что настало время, когда такие люди, как мы, которые занимают властные посты и которые теперь могут собираться и говорить об этих проблемах и переводить академические исследования в практическую плоскость, должны это делать. Вот чем я хочу заняться в ближайшие несколько лет. И я собираюсь целенаправленно и с пользой провести это время».

Брайан Соцци — главный редактор и ведущий в Yahoo Finance. Следите за Соцци в Twitter @BrianSozzi и на LinkedIn.