Как Гордон Рамзи построил свою ресторанную империю

Британский шеф-повар Гордон Рамзи хорошо известен телеаудитории как плодовитый и успешный медийный персонаж.

Но 48-летний мужчина — не менее искусный бизнесмен. За относительно короткий промежуток времени в 17 лет Рамзи открыл 49 ресторанов в самых разных местах, от Дубая в ОАЭ до Энниса Керри в Ирландии. Двадцать три из этого общего числа в настоящее время закрыты, что дает Рамзи показатель успеха в 47 процентов. (См. Также: Империи знаменитых поваров). 

Но простые цифры не дают полной картины красочного восхождения Рамзи. 

Подъем к успеху

Рамзи вырос в суровом районе Шотландии. Его отец был бабником-алкоголиком, которого никогда не было, и семья немало переезжала, прежде чем поселиться в Стратфорде-на-Эйвоне. У него было стремление стать футболистом, но тяжелая авария на поле в подростковом возрасте положила конец его амбициям.

Вместо этого Рамзи сосредоточил все свои силы на приготовлении пищи. После окончания местного политехнического института Рамзи работал в нескольких ресторанах Лондона, прежде чем попасть в Harvey’s, высококлассное заведение, где шеф-поваром был Марко Пьер Уайт, шеф-повар суперзвезды Великобритании в то время. После пары лет работы Уайт познакомил Рамзи с двумя итальянскими бизнесменами, которые стали партнерами Рамзи в его первом ресторанном предприятии. В этом предприятии Рамзи получил 25% акций.

В ресторане Aubergine, основанном в 1993 году, подают изысканные блюда французской кухни. Это породило еще одно предприятие того же трио — L’Oranger на Сент-Джеймс-роуд. Вместе оба ресторана получили три звезды Мишлен. Однако Рамзи за это время не заработал много и только один раз получил дивиденды в размере примерно 15 000 фунтов стерлингов. Его основным источником дохода была работа консультантом по питанию в сети супермаркетов.

После серии разногласий со своими деловыми партнерами по поводу будущего ресторанов Рамзи спровоцировал мятеж, уйдя со своими коллегами в 1998 году. Две недели спустя он открыл свой первый ресторан — Gordon Ramsay на Royal Hospital Road — с помощью банковский заем на 1,5 миллиона фунтов стерлингов. Он также начал свою телевизионную карьеру с того, что позволил камерам BBC установить на его кухню для «Точка кипения», шоу, в котором отмечалось его ежедневное состояние на кухне.

Помимо предоставления столь необходимой бесплатной рекламы его ресторану, шоу помогло развить поляризующий, но популярный образ резкой личности Рамзи. В своей автобиографии Рамзи пишет, что телефоны ресторана «курили» после того, как шоу вышло в эфир. Половина звонивших была против его сквернословия и хамства, а другая половина была впечатлена его страстью к совершенству и попыталась забронировать место на новом месте.

Вскоре после этого Джон Чериале из Blackstone, частной инвестиционной группы, владеющей множеством ресторанов по всему миру, связался с ним, чтобы управлять рестораном в историческом лондонском отеле Claridge’s. Рамзи подсчитал, что «успешная операция по организации завтрака окупит арендную плату, оставив нам доход от обеда и ужина», и согласился. Перед открытием он изменил интерьер и меню. Результаты понравились публике, и в первую неделю в ресторане было совершено более 500 звонков и 300 факсов. Ко второй неделе количество гостей увеличилось до 1500 человек.

Последующий подъем Рамзи в ресторанном бизнесе был стремительным. Он преодолел экономический бум в начале 2000-х, открыв серию ресторанов в разных регионах в партнерстве с отелями и Blackstone. Одновременно он использовал свою растущую телевизионную известность, чтобы привлечь клиентов для своих ресторанов. Например, переезд команды Рамзи в исторический отель Connaught был заснят BBC в их документальном сериале « Trouble at the Top».

Изменения в судьбах

Беда действительно была, но не наверху. Бизнес-модель Рамзи по владению и управлению ресторанами истощила деньги. Например, его ресторан в Париже ежемесячно терял 245 000 долларов. Amaryllis в Шотландии первым потерпел крах, потеряв 480 000 фунтов стерлингов за три года работы. Другие последовали его примеру. В какой-то момент убытки стали настолько большими, что аудитор даже рекомендовал, чтобы Gordon Ramsay Holdings — материнская компания — подала заявление о банкротстве. (См. Также: Бизнес-бюсты знаменитостей).

Но Рамзи предпринял корректирующие шаги. Во-первых, он изменил свою бизнес-модель с модели владения на лицензионную. Во-вторых, он продал убыточные предприятия. В-третьих, он сократил расходы за счет сокращения штата и дорогих блюд в меню.

Несмотря на то, что его состояние в ресторанном бизнесе пошло на убыль, они быстро выросли в медиаиндустрии, где он довел до совершенства образ шеф-повара-хулигана в многочисленных телевизионных программах по обе стороны Атлантики. По имеющимся данным, Рамзи получает 225 000 долларов за серию. В 2013 году только на сделках со СМИ он заработал 22,6 миллиона долларов.

Суть

Несмотря на свои публичные неудачи, Рамзи имеет завидный послужной список в ресторанном бизнесе. Своим успехом он обязан упорной работе, ударам и способности меняться со временем.