Кризис цепочки поставок только усугубляется из-за 7-недельного портового карантина в Китае

(Блумберг) — Все более экстремальная политика Китая «ковид зеро» стоит на пути полного восстановления судоходной отрасли и продлевает кризис, который затормозил порты и опустошил полки магазинов по всему миру.

Самое читаемое от Bloomberg

Семейная вражда миллиардеров ставит под угрозу столетнюю бизнес-империю

Самый богатый человек Азии обращается к семейной книге Уолтона по вопросам преемственности

24-летняя девушка, стремящаяся свергнуть с трона Victoria’s Secret

Победители и проигравшие по итогам года рейтинга устойчивости Covid

Бурно развивающаяся арт-сцена арабского города — это еще и захват «мягкой силы

Пытаясь не допустить распространения вируса, Китай продолжает запрещать смену экипажей иностранных судов и недавно ввел обязательный семинедельный карантин для возвращающихся китайских моряков. Даже те суда, которые обновили свой экипаж в других странах, должны выждать две недели, прежде чем им разрешат зайти в порт Китая.

Чтобы соответствовать требованиям, судовладельцам и менеджерам пришлось изменить маршрут движения судов, что привело к задержкам поставок и смене экипажей, усугубив кризис в цепочке поставок. «Ограничения Китая вызывают побочные эффекты», — сказал Гай Платтен, генеральный секретарь Международной палаты судоходства, которая представляет интересы судовладельцев и операторов. «Любые ограничения на эксплуатацию судов оказывают накопительное воздействие на цепочку поставок и вызывают реальные сбои».

Китай, крупнейший в мире экспортер, является ключевым центром судоходной отрасли. Он также является последней страной, придерживающейся политики «нулевого повиновения», причем меры принимаются все более радикальные. В последние недели власти заперли 34 000 человек в шанхайском Диснейленде для обязательного тестирования. В одной из школ Пекина детей начальных классов оставили на ночь после того, как у одного из учителей был обнаружен положительный результат теста. Определение «тесного контакта» теперь распространяется на людей, разделенных километром.

Во всем мире заводы, судоходство и потребители все еще приспосабливаются к пандемии, которая никуда не делась. Дефицит поставок в США ослабевает, а в Великобритании усугубляется. Некоторые порты в Азии становятся менее перегруженными, но в Калифорнии груженые суда все еще скапливаются.

Дефицит предложения ослабевает в США и обостряется в Европе

Судоводители и операторы призывают Китай ослабить ограничения, а правительства — уделить приоритетное внимание морякам и судоходству, иначе существует риск продолжения сбоев, которые могут стать еще более глубокими, поскольку моряки несут основное бремя расходов.

По словам Теренса Чжао, управляющего директора Singhai Marine Services, одного из крупнейших китайских агентов по поставкам экипажей, последние ограничения в портах Китая направлены на китайских членов экипажей, требуя от них трехнедельного карантина перед возвращением в Китай, затем еще двух недель в порту прибытия и еще двух недель в своей провинции, прежде чем они смогут воссоединиться со своими семьями.

«Основное внимание портов сосредоточено на вопросах карантина и здравоохранения», — сказал он в понедельник на онлайновом отраслевом форуме. «Правила меняются очень часто, в зависимости от местной ситуации с Ковидом».

Даже морякам, нуждающимся в неотложной медицинской помощи, не разрешается получать ее в Китае, говорят менеджеры судов. Англо-восточный старший офицер с острым абсцессом зуба не мог сойти со своего судна для лечения. Судно пришлось перенаправить в Южную Корею, прежде чем он смог попасть к стоматологу.

«Китай — это главная проблема», — сказал Бьорн Хойгаард, главный исполнительный директор управляющей компанией Anglo-Eastern Univan Group и председатель Ассоциации судовладельцев Гонконга. «Они делают хорошую работу по сдерживанию Ковида, но ценой того, что не пускают моряков — даже китайские моряки иногда не могут вернуться в Китай».

Работа в Китае стала сложной даже для самых крупных операторов, включая Cargill Inc.

«У нас были суда, которые столкнулись с демереджем» — штрафами за просрочку — «у нас были случаи, когда нам приходилось отклоняться от курса, либо до того, как мы позвоним в Китай, либо после», — сказал Эман Абдалла, директор по глобальным операциям и цепочке поставок компании Cargill. «Бывают случаи, когда задержки происходят в течение нескольких часов, но также бывают случаи, когда задержки могут продолжаться несколько дней».

Компания Euronav NV, один из крупнейших в мире владельцев нефтяных супертанкеров, потратила около 6 миллионов долларов на устранение сбоев в работе, связанных с кризисом смены экипажа, включая отклонения от курса, карантины и более высокие командировочные расходы.

«В прошлом, когда мы были в Китае, было довольно приятно проводить ротацию экипажей», — сказал главный исполнительный директор Хьюго де Стооп. «А теперь это практически невозможно».

Промышленность в значительной степени поглотила дополнительные расходы, установив одни из самых высоких ставок на контейнерные перевозки в истории из-за спроса, нехватки мощностей и перегруженности портов. При цене 9 146 долларов за 40-футовый контейнер в конце недели 18 ноября ставки выросли в шесть раз по сравнению со средним пятилетним показателем до 2019 года. Ставки для нефтяных танкеров и балкеров выросли не так сильно.

Судовладельцы и операторы также признают, что они справляются с китайскими ограничениями, перекладывая бремя на работников на борту. Китайские власти не допускают более трех китайских моряков на рейс на материк, поэтому их возвращение домой может растянуться на месяцы после того, как они списались с судов, говорит Хойгаард.

Компания Anglo-Eastern сообщила, что по состоянию на эту неделю 555 из 16 000 членов ее действующего экипажа ожидают освобождения, а почти 60 находятся на судах более 11 месяцев, что является максимальным сроком пребывания моряков на борту, разрешенным международным правом. «Мы делаем все возможное, чтобы снять их, но не можем», — сказал Хойгаард.

В этом месяце китайский царь по коронавирусам выступил в защиту строгих мер по борьбе с ковирусом и дал понять, что смягчения правил не будет. Между тем, перебои в цепочке поставок в этой отрасли не подают признаков ослабления. Согласно новому опросу, проведенному Oxford Economics среди 148 предприятий 18-29 октября, почти 80% респондентов заявили, что, по их мнению, кризис поставок еще может усугубиться.

«Китай твердо намерен достичь нулевого уровня Ковида, и он не будет ослаблять правила из-за этой политики», — сказал Чжао из Singhai Marine. «Он может даже ужесточить правила в связи с проведением зимних Олимпийских игр в феврале следующего года».

(Обновляет число англо-восточных моряков, работающих по просроченным контрактам).

Самое читаемое из Bloomberg Businessweek

Медицинские долги уничтожают чернокожих американцев, а больницы не помогают

Дикие пожары становятся все хуже, и одна химическая компания пожинает плоды

Как уход за детьми стал самым разорительным бизнесом в Америке

Boeing построил небезопасный самолет, а в его крушении обвинил пилотов