Ловушка ликвидности

Что такое ловушка ликвидности?

Ловушка ликвидности — это противоречивая экономическая ситуация, в которой процентные ставки очень низкие, а нормы сбережений высоки, что делает  денежно-кредитную политику неэффективной. Впервые описанный экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом, во время ловушки ликвидности потребители предпочитают избегать облигаций и хранить свои средства в виде денежных сбережений из-за преобладающего убеждения, что процентные ставки могут вскоре повыситься (что приведет к снижению цен на облигации). Поскольку облигации имеют обратную зависимость от процентных ставок, многие потребители не хотят держать актив, цена которого, как ожидается, снизится. В то же время усилия центральных банков по стимулированию экономической активности сдерживаются, поскольку они не могут дополнительно снижать процентные ставки, чтобы стимулировать инвесторов и потребителей.

Ключевые выводы

  • Ловушка ликвидности — это когда денежно-кредитная политика становится неэффективной из-за очень низких процентных ставок в сочетании с потребителями, которые предпочитают сберегать, а не инвестировать в высокодоходные облигации или другие инвестиции.
  • Хотя ловушка ликвидности является функцией экономических условий, она также имеет психологический характер, поскольку потребители делают выбор в пользу накопления наличных средств вместо того, чтобы выбирать более высокооплачиваемые инвестиции из-за негативного экономического взгляда.
  • Ловушка ликвидности не ограничивается облигациями. Это также влияет на другие области экономики, поскольку потребители меньше тратят на продукты, а это означает, что предприятия с меньшей вероятностью будут нанимать их.
  • Некоторые способы выбраться из ловушки ликвидности включают повышение процентных ставок в надежде, что ситуация урегулируется сама собой, когда цены упадут до привлекательного уровня, или увеличение государственных расходов.

Понимание ловушек ликвидности

В ловушке ликвидности, если резервный банк страны, такой как Федеральная резервная система США, попытается стимулировать экономику за счет увеличения денежной массы, это не повлияет на процентные ставки, поскольку людей не нужно поощрять держать дополнительные денежные средства.

В рамках ловушки ликвидности потребители продолжают хранить средства на стандартных депозитных счетах, таких как сберегательные и текущие счета, вместо других вариантов инвестирования, даже когда центральная банковская система пытается стимулировать экономику путем вливания дополнительных средств. Высокий уровень сбережений потребителей, часто вызванный верой в грядущее негативное экономическое событие, делает денежно-кредитную политику в целом неэффективной.

Вера в грядущее негативное событие является ключевым фактором, потому что, поскольку потребители накапливают наличные и продают облигации, это приведет к снижению цен на облигации и повышению доходности. Несмотря на рост доходности, потребители не заинтересованы в покупке облигаций, поскольку цены на облигации падают. Вместо этого они предпочитают держать наличные с более низкой доходностью.

Примечательная проблема ловушки ликвидности связана с тем, что финансовые учреждения испытывают проблемы с поиском квалифицированных заемщиков. Это усугубляется тем фактом, что при приближении процентных ставок к нулю остается мало возможностей для дополнительных стимулов для привлечения высококвалифицированных кандидатов. Эта нехватка заемщиков часто проявляется и в других областях, где потребители обычно занимают деньги, например, для покупки автомобилей или домов.

Признаки ловушки ликвидности

Один из маркеров ловушки ликвидности — низкие процентные ставки. Низкие процентные ставки могут повлиять на поведение держателей облигаций, а также на другие проблемы, связанные с текущим финансовым состоянием страны, в результате чего продажа облигаций наносит ущерб экономике. Кроме того, увеличение денежной массы не приводит к изменению уровня цен, поскольку поведение потребителей склоняется к экономии средств с минимальным риском. Поскольку увеличение денежной массы означает, что в экономике находится больше денег, разумно, чтобы часть этих денег направлялась в более высокодоходные активы, такие как облигации. Но в ловушке ликвидности этого не происходит, она просто прячется на счетах наличности в качестве сбережений.

Сами по себе низкие процентные ставки не являются ловушкой ликвидности. Чтобы ситуация соответствовала требованиям, должно быть отсутствие держателей облигаций, желающих сохранить свои облигации, и ограниченное количество инвесторов, желающих их приобрести. Вместо этого инвесторы отдают предпочтение строгой экономии денежных средств перед покупкой облигаций. Если инвесторы по-прежнему заинтересованы в хранении или покупке облигаций в периоды, когда процентные ставки низкие, даже приближаясь к нулю, ситуация не может считаться ловушкой ликвидности.

Как вылечить ловушку ликвидности

Есть несколько способов помочь экономике выйти из ловушки ликвидности. Ни один из них не может работать сам по себе, но может помочь вызвать у потребителей уверенность в том, что они снова начнут тратить / инвестировать, а не экономить.

  1. Федеральная резервная система может повышать процентные ставки, что может побудить людей вкладывать больше своих денег, а не копить их. Это может не сработать, но это одно из возможных решений.
  2. (Большое) падение цен. Когда это происходит, люди просто не могут удержаться от траты денег. Соблазн более низких цен становится слишком привлекательным, и сбережения используются для того, чтобы воспользоваться этими низкими ценами.
  3. Увеличение государственных расходов. Когда правительство делает это, это означает, что оно привержено делу национальной экономики и уверено в ней. Эта тактика также способствует росту числа рабочих мест.

Правительства иногда покупают или продают облигации, чтобы контролировать процентные ставки, но покупка облигаций в такой неблагоприятной среде мало что дает, поскольку потребители стремятся продать то, что у них есть, когда они могут. Следовательно, становится трудно подтолкнуть доходность вверх или вниз, и еще труднее убедить потребителей воспользоваться новой ставкой.

Как обсуждалось выше, когда потребители боятся прошлых или будущих событий, их трудно заставить потратить, а не сэкономить. Действия правительства становятся менее эффективными, чем когда потребители больше стремятся к риску и доходу, как это происходит при здоровой экономике.

Примеры ловушек ликвидности из реального мира

Начиная с 1990-х годов Япония столкнулась с ловушкой ликвидности. Процентные ставки продолжали падать, но стимулов для покупки инвестиций было мало. Япония столкнулась с дефляцией на протяжении 1990-х годов, а в 2019 году по-прежнему сохраняется отрицательная процентная ставка -0,1%. Nikkei 225, основной фондовый индекс в Японии, упал с пика 39,260 в начале 1990 года, и в 2019 году по- прежнему остается ниже этого пика. В 2018 году индекс достиг многолетнего максимума — 24 448.

Ловушки ликвидности снова появились после финансового кризиса 2008 года и последовавшей за ним Великой рецессии, особенно в еврозоне. Процентные ставки были установлены на уровне 0%, но инвестиции, потребление и инфляция оставались на низком уровне в течение нескольких лет после пика кризиса. Европейский центральный банк прибег к количественному смягчению (QE) и политике отрицательных процентных ставок (NIRP) в некоторых областях, чтобы вырваться из ловушки ликвидности.