Каковы современные примеры олигополий?

Когда компании одной отрасли работают вместе, чтобы увеличить свою взаимную прибыль, вместо того, чтобы упорно конкурировать друг с другом, это называется ситуацией олигополии. Олигополии наблюдаются во всем мире, а в некоторых отраслях они даже увеличиваются. В отличие от монополии, где одна корпорация доминирует на определенном рынке, олигополия состоит из нескольких избранных компаний, которые в совокупности оказывают значительное влияние на рынок или сектор.

Хотя эти компании все еще технически считаются конкурентами на своем конкретном рынке, они также склонны сотрудничать или координировать свои действия друг с другом, чтобы принести пользу группе в целом. Такое антиконкурентное поведение может привести к повышению цен для потребителей.

Ключевые выводы

  • Олигополия возникает, когда небольшое количество фирм вступает в сговор, явно или неявно, с целью ограничения выпуска и / или фиксации цен с целью получения прибыли, превышающей нормальную рыночную.
  • Олигополии можно противопоставить монополиям, в которых только одна фирма существует как производитель.
  • Государственная политика может препятствовать или поощрять олигополистическое поведение, и компании в странах со смешанной экономикой часто ищут пути ограничения конкуренции со стороны правительства.
  • Тем не менее, примеры олигополий можно найти в таких крупных отраслях, как нефть и газ, авиалинии, средства массовой информации, автомобили и телекоммуникации. 
  • Однако существование олигополий не означает, что существует координация или сговор.

Понимание олигополий

Олигополия относится к рыночной структуре, состоящей из небольшого числа фирм, которые вместе имеют существенное влияние на определенную отрасль или рынок. Несмотря на то, что группа обладает значительной рыночной властью, ни одна компания в группе не имеет достаточного влияния, чтобы подорвать деятельность других или украсть долю рынка. В результате цены на этом рынке умеренные из-за наличия определенной степени конкуренции.

Когда одна компания устанавливает цену, другие будут модно реагировать, чтобы побудить своих клиентов покупать. Например, если авиакомпания снижает цены на билеты, другие игроки обычно следуют ее примеру. Но поскольку уровень конкуренции все еще относительно низок по сравнению со свободным рынком с множеством игроков, цены обычно выше в олигополии, чем в условиях  совершенной конкуренции.

Поскольку в отрасли нет доминирующей силы, у компаний может возникнуть соблазн вступить в сговор друг с другом, а не конкурировать, что удерживает неустановленных игроков от выхода на рынок. Это сотрудничество заставляет их действовать так, как если бы они были единой компанией. Хотя ни одна компания не доминирует в монополии, олигополии создают значительные барьеры для входа на рынок, эффективно не давая новым выскочкам стать конкурентами.

Коэффициент концентрации измеряет долю рынка крупнейших фирм в отрасли и используется для выявления олигополии. Не существует точного верхнего предела количества фирм в олигополии, но это число должно быть достаточно низким, чтобы действия одной фирмы существенно влияли на другие.

Краткий обзор

Монополия — это одна фирма, обладающая концентрированной рыночной властью,  дуополия  состоит из двух фирм, а олигополия — из двух или более фирм.

Без конкуренции компании могут устанавливать цены и создавать дефицит продуктов, что может привести к ухудшению качества продуктов и услуг и увеличению затрат для покупателей. Ограничивая конкуренцию, олигополии и монополии могут, тем не менее, беспрепятственно работать в Соединенных Штатах, так как они не нарушают цен, раздел рынков и сговор на торгах; а также  слияния и поглощения (M&A), которые существенно снижают конкуренцию.

Отрасли с потенциальной олигополией

На протяжении всей истории олигополии существовали во многих различных отраслях, включая производство стали, нефть, железные дороги, производство шин, сети продуктовых магазинов и операторов беспроводной связи. Другие отрасли с олигопольной структурой — это авиалинии и фармацевтика.

В настоящее время некоторые из наиболее заметных олигополий в США занимаются производством фильмов и телевидения, записью музыки, операторами беспроводной связи и авиакомпаниями. С 80-х годов прошлого века в отраслях промышленности все чаще доминируют две или три фирмы. Соглашения о слиянии между основными игроками привели к консолидации отрасли.

Краткий обзор

Трейдеры могут обратиться к олигополистическим отраслям для создания потенциальных парных сделок.

Общим знаменателем этих отраслей является то, что они имеют сильные барьеры для входа на рынок. Они, как правило, требуют значительных первоначальных капиталовложений (например, для изготовления или покупки самолетов или разработки и сбыта лекарств) и / или пользуются защитой интеллектуальной собственности, такой как патенты и товарные знаки, которые эффективно сдерживают конкурентов и благоприятствуют действующим операторам.

Текущие примеры олигополий

Сегодня существует несколько известных олигополий. Некоторые из них включают хорошо известные или домашние имена в ключевых отраслях или секторах.

СМИ

Национальные средства массовой информации и новостные агентства являются ярким примером олигополии, при этом большая часть американских СМИ принадлежит всего четырем корпорациям: Walt Disney ( DIS ), Comcast ( CMCSA ), Viacom CBS ( VIAC ) и News Corporation ( NWSA ).. Новые игроки, такие как Amazon и Netflix, недавно присоединились к этому миксу с ростом потокового мультимедиа, но более мелкие игроки остаются закрытыми.

Big Tech

Операционные системы для смартфонов и компьютеров являются прекрасным примером олигополии в сфере высоких технологий. Apple iOS и Google Android доминируют в операционных системах для смартфонов, в то время как компьютерные операционные системы уступают место Apple и Microsoft Windows. Большие технологии также сосредоточены в Интернете, где доминируют Google, Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) и Amazon.

Автопроизводители

Производство автомобилей — еще один пример олигополии. Ведущими производителями автомобилей в США являются Ford ( F ), GM и Stellantis (новая версия Chrysler путем слияний). Во всем мире существует около десятка ключевых автопроизводителей, включая Toyota, Honda, Volkswagen Group и Renault-Nissan-Mitsubishi.

Телеком

Некогда фактическая монополистическая корпорация, AT&T, как известно, разделилась из-за антимонопольного регулирования на несколько «Baby Bells». Эти дочерние компании теперь поддерживают олигополию в сфере провайдеров стационарных и мобильных телефонов, включая Verizon ( VZ ), T-Mobile ( TMUS ) и AT&T ( T ).

Развлекательная программа

Голливуд долгое время был олигополией, предлагая на выбор несколько киностудий, кинопрокатных компаний и сетей кинотеатров. В индустрии музыкальных развлечений также доминируют лишь некоторые игроки, такие как Universal Music Group, Sony и Warner.

Авиакомпании

Сегодняшняя авиационная отрасль Соединенных Штатов, возможно, является олигополией.По состоянию на 2021 год насчитывается четыре основных внутренних авиалинии: American Airlines, Inc. (AAL ), Delta Air Lines, Inc. (DAL ), Southwest Airlines (LUV ) и United Airlines Holdings, Inc. (UAL ), которые летают только менее 65% всех пассажиров внутренних авиалиний в 2020 году.

Другие отрасли

Приведенные выше примеры могут быть одними из самых очевидных, но вы, вероятно, найдете лишь небольшое количество крупных игроков в широком диапазоне экономики. Производители продуктов питания, химические компании, магазины одежды и сети супермаркетов — вот лишь некоторые из них, на которые стоит обратить внимание.

Часто задаваемые вопросы о примерах олигополии

Каковы характеристики олигополистической индустрии?

Олигополии обычно возникают в отрасли, в которой есть небольшое количество влиятельных игроков, но ни один из них не может эффективно вытеснить других. Эти отрасли, как правило, капиталоемкие и имеют ряд других барьеров для входа, таких как регулирование и защита интеллектуальной собственности.

Какие отрасли являются олигополистическими?

Сегодня олигополии существуют в нескольких отраслях, таких как средства массовой информации и развлечения, производители автомобилей и авиакомпании, а также сегменты крупных технологий.

Что вызывает олигополию?

Если условия будут подходящими, компании в олигополии придут к пониманию того, что им лучше всего обслуживать индивидуально, не конкурируя зубами и ногтями, а путем координации и сотрудничества друг с другом в определенной степени или в определенных аспектах бизнеса.

Coca-Cola, Netflix или Nike — олигополия?

Да. Каждая из этих компаний в настоящее время является олигополистом в своей отрасли.

Суть

Олигополии существуют естественным образом или могут поддерживаться правительственными силами как средство лучшего управления отраслью. Покупатели могут столкнуться с более высокими ценами и более низкими продуктами из-за олигополий, но не в той степени, в которой они были бы из-за монополии, поскольку олигополии все еще испытывают конкуренцию. Большинство отраслей в США имеют олигополии, что создает значительные барьеры для входа на рынок для тех, кто хочет выйти на рынок.