Какое влияние государственно-частное партнерство оказывает на экономический рост?

Невозможно оценить полное влияние государственно-частного партнерства (ГЧП) на общий экономический рост. Вероятно, что частно-государственное партнерство увеличивает чистые инвестиции в конкретную отрасль и ведет к большему росту проектов в конкретном секторе.

Но мы не можем быть уверены, были ли эти средства более продуктивными в другом месте экономики? Другими словами, влияние зависит от альтернативных издержек.

Ключевые выводы

  • Государственно-частное партнерство позволяет реализовывать крупномасштабные государственные проекты, такие как строительство дорог, мостов или больниц, за счет частного финансирования.
  • Экономисты отмечают, что эти партнерства работают хорошо, когда технологии и инновации частного сектора сочетаются со стимулами государственного сектора для выполнения работ вовремя и в рамках бюджета.
  • Однако риски для частного предприятия включают перерасход средств, технические дефекты и несоблюдение стандартов качества.

Что такое государственно-частное партнерство?

Государственно-частные партнерства обычно встречаются в транспортной инфраструктуре, такой как автомагистрали, аэропорты, железные дороги, мосты и туннели. Примеры муниципальной и экологической инфраструктуры включают объекты водоснабжения и водоотведения. К общественным объектам относятся школьные здания, тюрьмы, студенческие общежития, развлекательные или спортивные сооружения. ГЧП также делают следующее:

  • Разрешить завершение крупномасштабных государственных проектов, таких как строительство дорог, мостов или больниц, за счет частного финансирования.
  • Работают хорошо, когда технологии и инновации частного сектора сочетаются со стимулами государственного сектора для выполнения работ вовремя и в рамках бюджета

Однако экономисты неоднозначно оценивают чистую выгоду ГЧП для экономического роста. Исторически государственно-частное партнерство представляло собой договорные или меморандумные соглашения между государственными учреждениями и частными предприятиями. Государственные и частные стороны разделяют ресурсы, такие как финансирование, рабочая сила, капитал и менеджмент. ГЧП существует на основе соглашения, в котором навыки каждого сектора разделяются при предоставлении услуг широкой публике.

В более широком смысле ГЧП являются естественным продолжением смешанных экономических систем. Правительства все больше осознают свою собственную неэффективность, и многие из них сталкиваются с бюджетными или финансовыми проблемами при выполнении проектов. Заключая контракты с более эффективными частными поставщиками товаров и услуг, государственное агентство все еще может продвигать свою повестку дня.

Государственно-частные партнерства иногда существуют как переходный этап между государственной службой и приватизированной службой. Эта концепция, называемая корпоратизацией, призвана облегчить переход от государственно-частных преобразований за счет постепенного включения рыночных решений.

Количество ГЧП резко увеличилось с 1970-х годов.Хотя многие из этих проектов были приняты и одобрены широкой общественностью, исследования профессора Томаса ДиЛоренцо (Колледж Лойола, Мэриленд) и Пола К. Лайта (Брукингский институт) показали, что многие финансируемые государством некоммерческие ГЧП в первую очередь служат как инструмент федеральных агентств для лоббирования дополнительного финансирования.1

Влияние государственно-частного партнерства на экономический рост

Экономический рост обусловлен инвестициями и увеличением производственной продукции, что позволяет отдельным работникам требовать более высокую стоимость своего труда и достигать более высокого уровня жизни. Позволяют ли ГЧП использовать ресурсы более эффективно и увеличивать предельный выпуск?

Преимущества

Партнерство между частными компаниями и государством дает преимущества обеим сторонам. Например, технологии и инновации частного сектора могут помочь в предоставлении более качественных государственных услуг за счет повышения операционной эффективности. Государственный сектор, со своей стороны, стимулирует частный сектор выполнять проекты вовремя и в рамках бюджета. Кроме того, создание экономической диверсификации делает страну более конкурентоспособной в облегчении своей инфраструктурной базы и развитии сопутствующего строительства, оборудования, вспомогательных услуг и других предприятий.

Недостатки

Некоторые аналитики утверждают, что, отвлекая ресурсы (деньги и рабочую силу) с рыночных целей на политические, ГЧП вредит экономическому росту. Сторонники возражают, что эффективное предоставление общественных благ, таких как образование и дороги, способствует экономическому росту. В свою очередь, критики союзов государственного и частного секторов говорят, что общественные блага могли бы гораздо более эффективно предоставляться одним частным сектором, если бы не вытесняющий эффект общественных перекосов на рынках капитала.

Суть

Вероятно, что в случае принятия государственными служащими решений о выделении ресурсов для ГЧП будут чистые экономические потери. Хотя государственные чиновники могут быть такими же умными, способными и доброжелательными, как и их коллеги из частного сектора, невозможность социального расчета делает политические решения неэффективными.

Даже если ГЧП хорошо управляется по сравнению с другими государственными программами, он по-прежнему отвлекает ресурсы от чисто частных рыночных решений, направленных на достижение наиболее эффективных производственных целей. В то же время ГЧП позволяют строительство общественных сооружений, которые не могут быть построены частными предприятиями самостоятельно. Они побуждают рынок производить вещи, которые приносят пользу обществу, даже если вначале это может быть связано с некоторыми экономическими затратами.