Что такое отклонение цен в хозрасчете?

Что такое разница в цене в учете затрат?

Разница в цене — это фактическая стоимость единицы товара за вычетом его стандартной стоимости, умноженная на количество фактически приобретенных единиц. Стандартная стоимость изделия — это его ожидаемая или заложенная в бюджет стоимость, основанная на инженерных или производственных данных. Разница показывает, что некоторые затраты должны быть покрыты руководством, поскольку они превышают ожидаемые затраты или не покрывают их.

Ключевые выводы:

  • Разница в цене — это фактическая стоимость единицы приобретенного товара за вычетом его стандартной стоимости, умноженная на количество фактически приобретенных единиц.
  • Разница в цене — решающий фактор при подготовке бюджета.
  • Разница в цене показывает, что некоторые затраты должны быть устранены руководством, поскольку они превышают ожидаемые затраты или не покрывают их.

Как работает разница в цене в учете затрат

Разница в цене важна для целей составления бюджета и планирования, особенно когда компании решают, какое количество товаров заказать. Формула отклонения цены:

Основываясь на приведенном выше уравнении, положительное отклонение цены  означает, что фактические затраты увеличились по сравнению со стандартной ценой, а отрицательное отклонение цены означает, что фактические затраты снизились по сравнению со стандартной ценой.

В учете затрат разница в цене играет важную роль, когда компания планирует свой годовой бюджет на следующий год. Стандартная цена — это цена, которую, по мнению руководства компании, она должна заплатить за товар, который обычно является исходным материалом для ее собственного продукта или услуги. Поскольку стандартная цена товара определяется за несколько месяцев до фактической покупки товара, отклонение цены возникает, если фактическая цена на момент покупки выше или ниже стандартной цены, определенной на этапе планирования годового бюджета компании.

Наиболее распространенный пример отклонения цен происходит, когда количество единиц, которые необходимо приобрести, изменяется. Например, в начале года, когда компания планирует четвертый квартал, она прогнозирует, что ей потребуется 10 000 единиц товара по цене 5,50 долларов. Поскольку он покупает 10 000 единиц, он получает скидку в размере 10%, в результате чего стоимость единицы продукции снижается до 5 долларов. Однако, когда компания дойдет до четвертого квартала, если ей потребуется всего 8000 единиц этого товара, компания не получит изначально запланированную 10% скидку, в результате чего стоимость единицы продукции составит 5,50 долларов США, а разница в цене — 50 центов за единицу.

Достижение благоприятной разницы в цене

Компания может добиться благоприятного отклонения цен, закупая товары оптом или в больших количествах, но такая стратегия сопряжена с риском избыточных запасов. Покупка меньшего количества также сопряжена с риском, поскольку у компании могут закончиться поставки, что может привести к неблагоприятному изменению цен. Компании должны тщательно планировать использование данных, чтобы эффективно учитывать колебания цен.