Акции Didi упали более чем на 20% на фоне плана делистинга с Нью-Йоркской фондовой биржи

Джули Чжу и Кейн Ву

ГОНКОНГ (Рейтер) — Спустя всего пять месяцев после своего дебюта компания Didi Global заявила, что планирует уйти с Нью-Йоркской фондовой биржи и провести листинг в Гонконге, что является потрясающим разворотом, поскольку компания идет на поводу у китайских регуляторов, возмущенных ее IPO в США.

Реакция инвесторов была стремительной: акции компании упали на 22,17%, потеряв около $8,4 млрд. рыночной стоимости. С момента IPO 30 июня акции Didi подешевели на 57% до $6,07.

«После тщательного исследования компания немедленно начнет делистинг на Нью-Йоркской фондовой бирже и начнет подготовку к листингу в Гонконге», — сообщила Didi на своем аккаунте в Twitter Weibo.

Компания Didi не уточнила подробности, но в отдельном заявлении сообщила, что в надлежащее время организует голосование акционеров и обеспечит конвертацию своих акций, зарегистрированных в Нью-Йорке, в «свободно обращающиеся акции» на другой всемирно признанной бирже.

Участники рынка заявили, что это решение усиливает неопределенность для инвесторов в акции китайских компаний, котирующиеся в США. Акции Alibaba, Baidu и других китайских компаний, котирующиеся в США, упали в пятницу.

«Если вы управляющий деньгами и не понимаете, каковы правила игры, проще просто продать и переместить свои деньги туда, где вы лучше понимаете правила игры», — сказал Майкл Антонелли, рыночный стратег компании Baird.

В прошлом месяце источники сообщили агентству Reuters, что китайские регуляторы потребовали от руководителей Didi разработать план делистинга с Нью-Йоркской фондовой биржи из-за опасений по поводу безопасности данных.

Совет директоров Didi собрался в четверг и одобрил планы делистинга в США и листинга в Гонконге, сообщили два источника, знакомых с этим вопросом.

В июне компания Didi провела первичное размещение акций в США на сумму 4,4 млрд долларов, несмотря на то, что ее попросили приостановить размещение, пока китайские власти проверяют ее методы работы с данными.

Затем могущественная Администрация киберпространства Китая (CAC) быстро приказала магазинам приложений удалить 25 мобильных приложений Didi и велела компании прекратить регистрацию новых пользователей, ссылаясь на национальную безопасность и общественные интересы.

В отношении компании Didi, чьи приложения, помимо поездок на автомобиле, предлагают такие продукты, как доставка и финансовые услуги, по-прежнему ведется расследование.

Аналитик Redex Research Кирк Боудри, который публикуется на Smartkarma, сказал, что Didi, возможно, придется покупать акции по цене IPO в 14 долларов, чтобы избежать юридических проблем, и, по крайней мере, заплатить больше, чем текущая цена акций.

Тем не менее, сохраняется неопределенность в отношении того, что означает делистинг для инвесторов. «Возможно, есть надежда, что таким образом руководство Didi улучшит свои отношения с регуляторами, но я в этом менее уверен», — добавил Боудри.

Срыв листинга Didi в Нью-Йорке — вероятно, это будет сложный и запутанный процесс — подчеркивает огромное влияние, которым обладают китайские регуляторы, и их смелый подход к его использованию.

Миллиардер Джек Ма столкнулся с китайскими властями после того, как осудил систему регулирования в стране, что привело к драматическому срыву мега-IPO Ant Group в прошлом году.

Шаг Didi, вероятно, еще больше сдержит листинг китайских компаний в США и может побудить некоторые из них пересмотреть свой статус американских публичных компаний.

«Китайские АДР сталкиваются с растущими регулятивными проблемами со стороны как американских, так и китайских властей. Для большинства компаний это будет похоже на хождение по яичной скорлупе в попытке угодить обеим сторонам. Делистинг только упростит ситуацию», — сказал Ван Ци, исполнительный директор управляющего фондом MegaTrust Investment (HK).

Didi планирует в ближайшее время провести листинг в Гонконге и не рассматривает возможность перехода в частные руки, сообщили Reuters источники, знакомые с этим вопросом.

Компания намерена завершить двойной первичный листинг в Гонконге в ближайшие три месяца и провести делистинг в Нью-Йорке к июню 2022 года, сообщил один из источников.

Источники не были уполномочены общаться с прессой и отказались назвать себя. Didi не сразу ответила на просьбу Reuters о комментарии, а CAC еще не прокомментировал свое заявление.

«Вскоре после IPO американские инвесторы пытались подать в суд на компанию DiDi за то, что она не раскрыла информацию о своих текущих переговорах с китайскими властями. Это вряд ли будет воспринято лучше», — сказал Уильям Милехэм, аналитик по акциям Mirabaud.

«Похоже, что DiDi не ждет двойного листинга, а вполне может быть делистингована из США до того, как начнет торговать на фондовой бирже Гонконга».

GRAPHIC-Didi’s bumpy ride since listing in New York https://graphics.reuters.com/CHINA-DIDIGLOBAL/dwvkrzdjxpm/chart.png

ГОНКОНГСКИЕ БАРЬЕРЫ

Однако листинг в Гонконге может оказаться сложным, особенно в трехмесячный срок, учитывая историю проблем Didi с соблюдением нормативных требований и тщательным контролем за нелицензированными автомобилями и водителями, работающими по совместительству.

Только 20%-30% основного бизнеса Didi в Китае полностью соответствует нормативным требованиям, требующим наличия трех разрешений, связанных с предоставлением услуг по перевозке пассажиров, лицензированием транспортных средств и лицензированием водителей, сообщили ранее источники.

В проспекте IPO Didi говорилось, что компания получила разрешения на использование услуг по перевозке пассажиров в городах, на которые в совокупности приходится большая часть поездок. Компания не ответила на дальнейшие запросы о разрешениях.

Эти проблемы были основным препятствием для проведения IPO Didi в Гонконге ранее, и неясно, одобрит ли биржа его сейчас, сообщили в пятницу источники, знакомые с вопросом.

«Я не думаю, что Didi имеет право на включение в листинг до того, как она … установит эффективные протоколы для управления и обеспечения ответственности и льгот водителей», — сказал Нан Ли, доцент кафедры финансов Шанхайского университета Цзяо Тун.

Гонконгская биржа не дает комментариев по отдельным компаниям, сказал представитель биржи.

В первом квартале Didi предоставляла 25 миллионов поездок в день в Китае, говорится в проспекте IPO. Ее основными акционерами являются фонд Vision Fund компании SoftBank с долей в 21,5% и Uber Technologies Inc с долей в 12,8%, согласно данным, представленным Didi в июне.

Источники также сообщили Reuters, что Didi готовится перезапустить свои приложения в Китае к концу года, ожидая, что расследование Пекина по кибербезопасности компании будет завершено к тому времени.

(Репортажи Джули Жу, Кейна Ву, Ченга Ленга и Зои Чжан; дополнительные репортажи Бренды Го, Джоша Хорвица, Алуна Джона, Саянтани Гоша, Скотта Мердока, Марка Джонса, Льюиса Краускопфа и Иры Иосебашвили; редактирование Сумита Чаттерджи, Эдвины