Диди Чусин: китайский гигант, делающий поездки на велосипедах

Услуги по совместному использованию и вызову пассажиров становятся все более популярными среди пассажиров. По оценкам, количество пользователей вырастет почти до 75 миллионов в 2020 году, при этом большинство из них будет использовать эти сервисы со смартфоном. Некоторые из крупнейших имен в этой отрасли включают Uber и Lyft. Но растет список других имен, которые пытаются закрепиться на мировом рынке. Среди них — китайский Диди Чусин. В этой статье рассматривается краткая история компании, включая ее финансовых спонсоров, ключевые слияния, менеджмент, а также ее финансовые перспективы на будущее.

Ключевые выводы

  • Didi Chuxing — это мобильная транспортная компания со штаб-квартирой в Пекине, осуществляющая операции в Азии, Австралии и Латинской Америке.
  • Didi претерпела серию слияний и поглощений, включая ключевых конкурентов Kuaidi Dache и Uber China.
  • Компания получила финансирование на сумму более 21 миллиарда долларов от 18 инвесторов, включая Temasek Holdings, China Life Insurance, Toyota и SoftBank.
  • Несмотря на свои позиции на китайском рынке, Didi продолжает работать в убыток.

Диди Чусин: обзор

Didi Chuxing — это мобильная транспортная компания со штаб-квартирой в Пекине. Известная просто как Didi, сейчас это одна из крупнейших в мире компаний по прокату автомобилей, обслуживающая более 550 миллионов пользователей в Азии, Австралии и Латинской Америке.

Didi была основана в 2012 году. Основатель Ченг Вэй, назвавший компанию Didi Dache, задумал сделать ее приложением для смартфонов для людей, которые хотели немедленно вызывать такси. С тех пор компания вышла за рамки такси и предлагает широкий спектр услуг для путешественников, включая частные автомобили, аренду автомобилей, автобусы и водителей, а также услуги доставки и совместного использования велосипедов в своем стремлении выйти за рамки традиционных услуг такси. Компания использует новые технологии, такие как искусственный интеллект (AI), для более эффективного развертывания своих ресурсов.

С момента своего создания компания привлекла более 21 миллиарда долларов за 18 раундов финансирования по состоянию на март 2020 года. Компания также сделала стратегические инвестиции в другие глобальные компании, такие как Lyft, Bolt и Grab.

Didi была основана на слияниях

С 2012 года Didi Chuxing претерпела ряд ключевых слияний и поглощений (M&A), в первую очередь с ключевыми конкурентами, которые боролись за долю на рынке в Китае.

Агентство Reuters сообщило, что Диди был втянут в ценовую войну с соперником Куайди Даче, что привело к крупным убыткам для обеих компаний. В то время как Didi требовал около 55% китайского рынка, Куайди контролировал большую часть оставшихся 45%. В результате слияния в 2015 году было создано одно из крупнейших приложений для совместного использования пассажиров: недавно созданная объединенная компания оценивалась в то время примерно в 6 миллиардов долларов.

Didi также агрессивно конкурировала с международными компаниями, которые пытались захватить китайский рынок, включая Uber China. После того, как Uber потерял около 2 миллиардов долларов в битве за долю на рынке, Uber заключил перемирие с Диди Чусин. Uber China продала свой бизнес Диди и стала миноритарным инвестором. В рамках сделки Диди инвестировал в Uber 1 миллиард долларов.

Краткий обзор

Uber China согласился продать свои операции Didi Chuxing в 2016 году в обмен на миноритарный пакет акций компании.

Финансовые спонсоры Диди

Didi привлекла значительные суммы капитала для расширения. Некоторые из крупных финансовых средств включают раунд серии D на 700 миллионов долларов, возглавляемый сингапурским фондом национального благосостояния (SWF) Temasek Holdings, который также инвестировал в такие компании, как Airbnb, Jet и Snapdeal. Компания China Life Insurance, которая неоднократно инвестировала в Didi, также возглавила раунд заемного финансирования на сумму 300 миллионов долларов. По данным Crunchbase, компания также получила 4,5 миллиарда долларов от участия неизвестных инвесторов.

В число ведущих инвесторов компании входят те, кто участвовал в раундах корпоративных и частных инвестиций. Среди них Toyota, SoftBank и Booking Holdings, компания, предоставляющая услуги онлайн-бронирования и путешествий.

Ранги управления Диди

Команда менеджеров, стоящая за успехом Диди, может похвастаться выпускниками из Goldman Sachs, Alibaba Holding Limited и других крупных предприятий.

Ченг Вэй, соучредитель Didi и главный исполнительный директор (генеральный директор), обладает обширным опытом в области технологий. После окончания Пекинского химико-технологического университета Вэй работал на нескольких должностях, прежде чем присоединиться к китайскому  гиганту электронной коммерции Alibaba. За восемь лет он стал вице-президентом службы онлайн-платежей Alibaba, Alipay.

Жан Лю является президентом компании и сыграл решающую роль в быстром росте Didi. Лю, также известный как Лю Цин, получил степень бакалавра компьютерных наук в Пекинском университете и степень магистра компьютерных наук в Гарвардском университете. Проработав 12 лет в Goldman Sachs и став главным операционным директором (COO), а затем президентом. Она также наблюдала за инвестициями Apple в Didi на сумму 1 миллиард долларов.

Финансовые убытки

Поскольку Didi является частной компанией, ее финансовые показатели скудны. Некоторые отчеты показывают, что компания испытывает трудности. Многие убытки связаны с выплатами водителям и субсидированием поездок на общую сумму 330 миллионов долларов. Таких потерь было недостаточно, чтобы ограничить атмосферный рост группы пассажиров.

Согласно отчету Tech Crunch, китайские новостные агентства сообщили об убытках в размере около 1,6 миллиарда долларов в 2018 году. И эта тенденция восходит к своим прежним временам. А до слияния, которое в конечном итоге стало Didi Chuxing, компании Didi и Kuaidi заявили о совокупных операционных убытках в размере 571 миллион долларов за первые пять месяцев 2015 года.

Что день грядущий?

В Didi Chuxing работает почти 12 000 сотрудников по всему миру, и она доминирует на китайском рынке совместного использования автомобилей. С момента переименования себя в Didi Chuxing в сентябре 2015 года компания стала партнером других компаний, занимающихся каршерингом, в очевидном стремлении сразиться с Uber за долю на мировом рынке. Диди инвестировал 100 миллионов долларов в Lyft, главного конкурента Uber на внутреннем рынке, создав партнерство для обмена технологиями и маркетинговым опытом. В январе 2018 года Диди взял под свой контроль бразильскую службу заказа такси 99.

Хотя, по слухам, компания начала переговоры о первичном публичном размещении акций (IPO) в конце 2018 года, она продолжает работать как частная компания. Нет никаких указаний на то, когда компания может решить стать публичной.