Американские потребители находятся «в глубокой депрессии»: Что это значит для экономики

По мере роста опасений по поводу инфляции перспективы американских потребителей в отношении траектории развития экономики США ухудшились, что обеспокоило некоторых экспертов: негативные настроения могут снизить расходы и поставить точку в экономическом росте.

Индекс потребительских настроений, за которым внимательно следит Мичиганский университет, в начале февраля упал до 61,7, достигнув самого низкого уровня с октября 2011 года. В январе показатель составлял 67,2.

Последнее снижение показателя было вызвано ослаблением личных финансовых перспектив на фоне растущей инфляции, снижением доверия к экономической политике правительства и наименее благоприятными долгосрочными экономическими перспективами за последнее десятилетие, говорится в последнем отчете Мичиганского университета в пятницу.

Показатели последовали за свежими данными по ИПЦ, опубликованными в четверг, которые показали, что инфляция в США ускорилась в прошлом месяце.

«Невероятно, но потребители негативно оценивают практически все, что касается экономики, и если их уверенность не улучшится, экономика может оказаться на краю пропасти рецессии», — сказал в своей записке главный экономист FWDBONDS Кристофер С. Рупки. «Мы почти должны перепроверить наши цифры, потому что потребители явно находятся в глубокой депрессии, и если они решат завязать, то экономический рост, который мы наблюдали, быстро сойдет на нет.»

NEW YORK, NY — JANUARY 28: Авиапассажир использует кредитную карту для оплаты товаров 28 января 2022 года в магазине розничной торговли в Международном аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке. (Фото Robert Nickelsberg/Getty Images)

Примечательно, что февральское падение было подстегнуто снижением в домохозяйствах с доходом от $100 000 и выше. Среди этой когорты индекс настроений упал на 16,1% по сравнению с прошлым месяцем и на 27,5% по сравнению с прошлым годом, говорится в отчете, что также указывает на то, что индекс настроений отражает начало устойчивого спада в потребительских расходах.

Обычно рост потребительских настроений предсказывает увеличение потребительских расходов, в то время как если потребители становятся менее уверенными в своих финансовых перспективах, они могут потратить меньше денег.

«Неуверенные в себе потребители рискуют отправить экономику в пропасть, если они не начнут больше тратить в магазинах и торговых центрах», — написал Рупки.

Мера ожиданий на будущее в опросе снизилась до 57,4, что также стало самым низким показателем за более чем 10 лет. Кроме того, потребители ожидают, что инфляция в следующем году составит 5% по сравнению с 4,9% в прошлом месяце.

Это содержание недоступно из-за ваших настроек конфиденциальности.

Обновите настройки здесь, чтобы увидеть его.

«Сильное падение потребительских настроений в феврале вызывает беспокойство», — отметил в своей записке Билл Адамс, главный экономист Comerica Bank, указав, что индикатор снизился на 26,6 пункта с максимума, достигнутого в апреле 2021 года в период восстановления, по данным предварительной февральской публикации.

По его словам, это снижение сравнимо с падением на 21,7 пункта в период с февраля по август 2011 года, когда инфляция резко выросла, а экономика «едва избежала двойной рецессии», при этом реальный ВВП сократился как в первом, так и в третьем квартале 2011 года.

«При прочих равных условиях недавнее падение потребительских настроений могло бы предвещать серьезные проблемы, но все остальное, слава богу, кардинально изменилось», — добавил Адамс, уточнив, что с начала пандемии благосостояние домохозяйств резко выросло благодаря стимулирующим выплатам, росту сбережений и повышению заработной платы.

Хотя средний почасовой заработок отстает от инфляции, ожидается дальнейший рост реальной потребительской способности, а совокупный доход по-прежнему опережает инфляцию благодаря быстрому росту числа рабочих мест и увеличению заработной платы, считает Адамс.

«Учитывая, что количество дел стремительно сокращается, а балансы домохозяйств гораздо лучше приспособлены к поглощению инфляции, чем в мрачные дни 2011 года, падение потребительских настроений в начале 2022 года вряд ли будет свидетельствовать об откровенном сокращении экономической активности», — сказал Адамс. «Восприятие экономики, скорее всего, улучшится в ближайшие месяцы, когда волна Омикрона и проблемы с цепочками поставок утихнут, а инфляция начнет снижаться».

Главный экономист Morgan Stanley Сет Карпентер сказал Yahoo Finance Live, что данные показывают, что до тех пор, пока продолжается рост числа рабочих мест, потребительские расходы имеют тенденцию к росту.

«Цифры потребительских настроений немного настораживают… но фундаментальные показатели все еще выглядят довольно хорошо», — сказал Карпентер.