Дойная корова

Что такое Дойная корова?

Дойная корова – это одна из четырех категорий (квадрантов) в матрице BCG доли роста, которая представляет продукт, линейку продуктов или компанию с большой долей рынка в зрелой отрасли .

Дойная корова также относится к бизнесу, продукту или денежные потоки на протяжении всего срока службы. 

Ключевые моменты

  • Дойная корова – это бизнес или подразделение, за которое после оплаты будет производиться стабильный денежный поток на протяжении всей своей жизни.
  • Дойная корова также является одним из четырех квадрантов в матрице BCG, которая оценивает стоимость различных единиц внутри корпорации.
  • Дойные коровы являются частью зрелых, медленнорастущих отраслей, занимают значительную долю рынка и требуют минимальных инвестиций для процветания.

Что такое дойная корова

Дойная корова – это метафора молочной коровы, которая производит молоко на протяжении всей своей жизни и практически не требует обслуживания. Эта фраза применяется к бизнесу, который также не требует особого обслуживания. Современные дойные коровы требуют небольшого инвестиционного капитала и постоянно обеспечивают положительные денежные потоки, которые могут быть распределены между другими подразделениями внутри корпорации. Это инвестиции с низким риском и высокой доходностью.

Дойные коровы являются одним из четырех квадрантов в матрице BCG , методе организации бизнес-единиц, введенном Boston Consulting Group в начале 1970-х годов. Матрица BCG, также известная как Boston Box или Grid, помещает предприятия или продукты организации в одну из четырех категорий: звезда, вопросительный знак, собака и дойная корова. Матрица помогает фирмам понять, где находится их бизнес с точки зрения доли рынка и темпов роста отрасли. Он служит для сравнительного анализа потенциала бизнеса и оценки отрасли и рынка. 

Однако некоторые фирмы, особенно крупные корпорации, понимают, что предприятия / продукты в их портфеле находятся между двумя категориями. Это особенно верно в отношении продуктовых линеек на разных этапах жизненного цикла продукта. Дойные коровы и звезды обычно дополняют друг друга, тогда как собаки и вопросительные знаки используют ресурсы менее эффективно.

Краткая справка

Дойная корова – это отсылка к бизнесу, продукту или активу, которые обеспечивают стабильный денежный поток на протяжении всей своей жизни; это также ссылка на один из четырех квадрантов в матрице BCG, метод организации бизнес-единицы.

Пример дойной коровы

Дойная корова – это компания или бизнес-единица в зрелой, медленнорастущей отрасли. Дойные коровы занимают большую долю рынка и требуют небольших вложений. Например, iPhone – это дойная корова Apple ( AAPL ). Его рентабельность активов намного превышает темпы роста рынка; в результате Apple может инвестировать излишки, полученные от iPhone, в другие проекты или продукты.

Дойные коровы, такие как Microsoft ( MSFT ) и Intel ( INTL ), обеспечивают дивиденды и имеют возможность увеличивать свои дивиденды за счет своих обильных свободных денежных потоков, рассчитываемых как денежные потоки от операционной деятельности за вычетом капитальных затрат. Эти компании зрелые и не нуждаются в таком большом капитале для роста. Они отличаются высокой рентабельностью и сильными денежными потоками. Дойными коровами также могут быть медленнорастущие компании или бизнес-единицы с хорошо зарекомендовавшими себя в отрасли брендами.

Особые соображения

В отличие от дойной коровы звездой в матрице BCG является компания или бизнес-единица, которая занимает большую долю на быстрорастущих рынках. Звезды требуют больших капитальных вложений, но могут приносить значительные деньги. Если будет принята успешная стратегия, звезды могут превратиться в дойных коров. 

Знаки вопроса – это бизнес-единицы, занимающие низкую долю рынка в быстрорастущей отрасли. Им требуются большие суммы денег, чтобы захватить больше или сохранить свои позиции на рынке. В зависимости от стратегии, принятой фирмой, вопросительный знак может попасть в любой из других секторов.

Наконец, собаки – это бизнес-единицы с низкой долей на рынках с низким уровнем роста. Нет необходимости в больших инвестициях, и они не приносят больших денежных потоков. Часто собак прекращают, чтобы спасти организацию.