Проблемный ребенок: Что это значит, как это работает

Понимание проблемного ребенка

Проблемный ребенок — это термин, используемый в бизнесе для описания компании или подразделения с небольшой долей рынка в быстро развивающейся отрасли. Это одна из четырех категорий матрицы BCG Growth-Share Matrix, инструмента управления, представленного Boston Consulting Group в 1968 году. Матрица BCG помогает компаниям решить, в какие подразделения или продукты инвестировать, а какие продать. В матрице BCG проблемный ребенок также называется «вопросительным знаком».
В матрице BCG, также известной как Бостонская матрица, различные бизнес-единицы или продукты располагаются на основе их относительной доли на рынке и темпов роста рынка. Проблемный ребенок характеризуется хорошим потенциалом роста, но малой долей растущего рынка. Он располагается в квадранте вместе с «дойными коровами», «звездами» и «собаками».
Дойные коровы — это подразделения, которые занимают большую долю рынка и генерируют значительный денежный поток, но имеют низкие перспективы роста. Звезды имеют высокие перспективы роста и большую долю рынка. Собаки имеют небольшую долю рынка в зрелых отраслях. Проблемные дети, с другой стороны, имеют высокие перспективы роста, но сравнительно низкую долю рынка.

Работа с проблемным ребенком

Проблемные дети представляют собой уникальную проблему для руководства, поскольку они, как правило, потребляют больше денег, чем генерируют. Главный вопрос для руководства заключается в том, смогут ли инвестиции в бизнес проблемного ребенка увеличить его долю на рынке настолько, чтобы превратить его в звезду. Для руководства очень важно точно оценить перспективы роста проблемного ребенка. Если перспективы роста многообещающие, могут потребоваться значительные инвестиции, чтобы поднять проблемного ребенка до статуса звезды. Однако если руководство неверно оценит потенциал, то в итоге может получиться неэффективное подразделение, от которого можно было бы избавиться раньше.
В технологическом секторе часто встречается много проблемных детей из-за его конкурентной и динамичной природы. Такие предприятия требуют пристального внимания со стороны руководства. Инвестиции в «проблемных детей» следует рассматривать только в том случае, если у них есть реальный потенциал для роста, и руководство обязано оценить эти перспективы.

Проблемные дети и матрица BCG сегодня

Хотя матрица BCG и другие подобные системы были популярны в прошлом, они больше подходили для конгломератов с разнообразными бизнес-интересами. В современных условиях, когда компании регулярно оценивают свои направления деятельности и адаптируются к изменениям, матрица BCG может не найти столь широкого применения. Доля рынка больше не является прямым показателем устойчивой эффективности, а способность адаптироваться к изменениям стала важным фактором конкурентного преимущества.
Однако если корпоративная культура вновь изменится в сторону конгломерации, такие системы, как матрица BCG, могут вновь обрести популярность. В таких регионах, как Азия, конгломераты все еще существуют, и подобные инструменты могут оказаться полезными при оценке бизнес-единиц.

Заключение

В бизнесе под проблемным ребенком понимается компания или подразделение с небольшой долей рынка в быстро развивающейся отрасли. Это одна из категорий матрицы роста-доли BCG, которая помогает компаниям принимать инвестиционные решения. Проблемные дети имеют хороший потенциал роста, но сравнительно низкую долю рынка. Управление проблемными детьми требует тщательной оценки перспектив роста и принятия стратегических инвестиционных решений. Хотя такие системы, как матрица BCG, возможно, были более популярны в прошлом, их актуальность в современном бизнес-ландшафте может меняться. Адаптивность и способность оценивать меняющуюся динамику рынка имеют решающее значение для стабильной работы.

Вопросы и ответы

Что такое проблемный ребенок в бизнесе?

Проблемный ребенок в бизнесе — это компания или бизнес-единица с небольшой долей рынка в быстрорастущей отрасли. Это одна из категорий матрицы BCG Growth-Share Matrix, которая помогает компаниям принимать инвестиционные решения на основе доли рынка и перспектив роста.

Чем проблемный ребенок отличается от других категорий в матрице BCG?

Проблемный ребенок отличается от других категорий в матрице BCG, таких как «дойные коровы», «звезды» и «собаки». В то время как «дойные коровы» имеют высокую долю рынка и генерируют значительный денежный поток, но имеют низкие перспективы роста, «звезды» имеют высокие перспективы роста и долю рынка. Собаки, с другой стороны, имеют небольшую долю рынка в зрелых отраслях. Проблемные дети имеют высокие перспективы роста, но сравнительно низкую долю рынка.

Как руководство должно вести себя с проблемным ребенком?

Управление проблемным ребенком может оказаться сложной задачей, поскольку он, как правило, потребляет больше денег, чем генерирует. Руководство должно тщательно оценить перспективы роста проблемного ребенка и определить, смогут ли инвестиции в его бизнес увеличить его долю на рынке настолько, чтобы превратить его в звезду. Однако очень важно точно оценить потенциал, чтобы избежать дорогостоящих ошибок и потенциальной неэффективности.

Распространены ли проблемные дети в какой-либо конкретной отрасли?

Проблемных детей можно встретить в различных отраслях, но особенно часто они встречаются в высококонкурентных и динамичных секторах, таких как технологическая промышленность. Быстрые темпы технологического прогресса и острая конкуренция создают условия, в которых компаниям бывает трудно завоевать значительную долю рынка, несмотря на хороший потенциал роста.

Актуальна ли матрица BCG в современных условиях?

Актуальность матрицы BCG и других подобных систем может меняться в современных условиях ведения бизнеса. Если в прошлом они были популярны, то сейчас компании больше внимания уделяют адаптивности и способности реагировать на меняющуюся динамику рынка. Доля рынка сама по себе уже не является прямым показателем устойчивой эффективности. Однако в регионах, где все еще существуют конгломераты, такие инструменты, как матрица БКГ, могут быть полезны для оценки бизнес-единиц.

Стоит ли компаниям инвестировать в проблемных детей?

К инвестированию в проблемных детей следует подходить с осторожностью. Компаниям следует рассматривать возможность инвестирования в «проблемных детей» только в том случае, если существует реальный потенциал роста и если руководство точно оценивает перспективы роста. Компаниям важно тщательно оценить риски и потенциальную прибыль, прежде чем делать значительные инвестиции в проблемных детей.

Может ли проблемный ребенок стать собакой, а не звездой?

Да, проблемный ребенок может стать собакой, а не звездой. Несмотря на сжигание денег на маркетинг и продажи, проблемный ребенок может не завоевать значительную долю рынка и в конечном итоге сойти на нет. Конкуренция в некоторых отраслях, например в технологической, повышает риск того, что проблемный ребенок не сможет реализовать свой потенциал роста и превратится в малоэффективную бизнес-единицу.