GM делает ставку в $3,5 млрд на подразделение самодвижущихся технологий, поскольку SoftBank выходит из него

Дэвид Шепардсон и Хенджу Джин

ВАШИНГТОН (Рейтер) — Vision Fund компании SoftBank Group Corp вышел из своей ставки на дочернюю компанию General Motors (GM) по производству самоуправляемых автомобилей Cruise, поскольку автогигант увеличил ставку, инвестировав еще $3,45 млрд в убыточное подразделение.

Уход SoftBank, который произошел на фоне борьбы японского конгломерата с долгами, вызвал у наблюдателей сектора вопросы о том, готов ли Cruise генерировать значимый доход в настоящее время, и насколько глубоко GM, возможно, придется копать, чтобы финансировать развитие.

В пятницу GM сообщил, что согласился заплатить 2,1 миллиарда долларов за покупку доли SoftBank Vision Fund в Cruise, а также сделать отдельные инвестиции в размере 1,35 миллиарда долларов в это подразделение, которые SoftBank обязался сделать в 2018 году.

В совокупности эти сделки доведут долю GM в Cruise до 80%, заявили в GM. Другими акционерами Cruise остаются Microsoft, Walmart и Honda Motor Co.

В 2018 году SoftBank инвестировал 900 миллионов долларов в Cruise и заявил, что вложит еще 1,35 миллиарда долларов, когда автономные автомобили Cruise будут готовы к коммерческому внедрению, потенциально доведя свою долю до 20%.

Еще в прошлом месяце Cruise заявила, что SoftBank вложит в компанию $1,35 млрд, как было указано в 2018 году.

Человек, осведомленный в этом вопросе, сказал, что SoftBank, включая последующие раунды привлечения средств после 2018 года, инвестировал в Cruise в общей сложности около 1,2 миллиарда долларов. Этот человек отказался назвать свою личность, поскольку информация не является публичной.

Выход SoftBank произошел в тот момент, когда Cruise ожидает разрешения регулирующих органов, которое позволит ей взимать плату с пассажиров за услуги по доставке без водителя, запущенные в Сан-Франциско.

«Исходя из опыта, который мы наблюдали у Waymo компании Alphabet в Аризоне, доход, который вы получите от этого развертывания, будет очень, очень небольшим», — сказал Радж Раджкумар, профессор электротехники и вычислительной техники в Университете Карнеги-Меллон, имея в виду проект, разработанный материнской компанией Google.

«Впереди долгий путь», — сказал он, добавив, что GM и таким партнерам, как Honda, возможно, придется «глубоко залезть в карман» для финансирования подразделения на данный момент.

У SoftBank есть свои собственные внутренние проблемы, с которыми необходимо разобраться.

Стоимость крупных компаний в портфеле этого технологического инвестора упала из-за репрессий Китая в отношении технологических компаний, перспектив повышения процентных ставок и войны в Украине.

«Мы определенно будем продавать значительную часть активов», — заявил в прошлом месяце генеральный директор SoftBank Масайоши Сон, переключаясь с краха продажи разработчика микросхем Arm на план по размещению его акций в США.

SoftBank отказался комментировать выход Cruise.

В своем заявлении генеральный директор GM Марри Барра сказала: «GM использует силу своего баланса, чтобы воспользоваться возможностью увеличить свои инвестиции в Cruise и продвинуть нашу интегрированную стратегию автономных транспортных средств».

Кайл Вогт, генеральный директор и соучредитель Cruise, сообщил в серии твитов, что Cruise начнет разрешать сотрудникам продавать акции, на которые наложены права, GM раз в квартал, чтобы обеспечить финансовую гибкость для сотрудников.

Выход на биржу был бы «серьезным отвлекающим фактором, особенно сейчас», сказал он, добавив, что хочет, чтобы компания сосредоточилась на расширении масштабов сервиса бесплатных поездок без водителя, запущенного в Сан-Франциско.

В декабре GM объявила, что Дэн Амманн, бывший в то время исполнительным директором Cruise, внезапно покидает компанию. Один человек, осведомленный в этом вопросе, сказал, что он был уволен, а другой источник сообщил, что между ним и GM возникли разногласия по поводу того, когда выводить Cruise на биржу.

Барра ранее преуменьшала необходимость быстрого публичного размещения акций Cruise.

Представитель GM Дэвид Колдуэлл сказал, что последняя сделка показала веру GM в Cruise и упростила структуру собственности. Он сказал, что другие акционеры Cruise, включая Microsoft, Walmart и Honda, имеют технологические партнерства, например, проект доставки с Walmart.