Колонка: Есть правильный и неправильный способ думать об инфляции. Вот правильный способ

Есть ли экономический термин, который вселяет больший страх в сердца потребителей, чем «инфляция»?

Скорее всего, нет. Когда инфляция растет даже незначительно, она становится темой А в прессе, в кабельных новостях и за пресловутыми изгородями на заднем дворе и обеденными столами.

Инфляцию принято считать опустошителем семейных бюджетов, разрушителем политических состояний и, в самом крайнем случае, спусковым крючком для подъема фашизма.

Инфляция может стать самоисполняющимся пророчеством.

Министр финансов Джанет Йеллен

В результате, пишет инвестор и экономический обозреватель Закари Карабелл, «любой намек на инфляцию вызывает эквивалент посттравматического стрессового расстройства в рядах центральных банков, экономистов, политиков и миллионов представителей среднего класса».

Однако так было не всегда — более того, так не всегда бывает и сегодня.

В настоящее время мы переживаем нечто большее, чем просто намек на инфляцию. Бюро статистики труда сообщило, что цены в октябре выросли на 6,2% по сравнению с годом ранее, что является самым большим 12-месячным ростом более чем за 30 лет, или с ноября 1990 года. Базовая инфляция — без учета продуктов питания и энергоносителей — выросла на 4,6% за последние 12 месяцев, что является самым большим ростом с августа 1991 года.

Но инфляция по своей сути является сложной темой — ее причины запутаны, ее последствия изменчивы. Следовательно, она подвержена путанице и непониманию.

Более того, потребительская психология может сыграть огромную роль в разжигании инфляции, поскольку поведение потребителей, вызванное опасениями инфляции, способствует этому явлению, побуждая к увеличению или уменьшению расходов, в зависимости от обстоятельств.

Как я недавно сообщал, министр финансов Джанет Л. Йеллен в интервью NPR предупредила, что «инфляция может стать самоисполняющимся пророчеством».

Не на каждого потребителя инфляция влияет одинаково; для некоторых это даже благо. Это зависит от того, что люди считают важными покупками на ближайшее время, от того, что они могут отложить или совсем отказаться, а также от источника их дохода. Если ваша зарплата растет быстрее, чем стоимость вашей потребительской корзины, вы можете даже считать инфляцию своим другом.

Корни страха перед инфляцией кроются в воспоминаниях о гиперинфляционных периодах прошлого. Немецкая гиперинфляция 1920-х годов способствовала возвышению Гитлера и с тех пор укоренила ужас перед инфляцией в немецкой экономической политике — и, следовательно, в европейской экономической политике.

Совсем недавно была инфляция 1970-х годов, вызванная ценами на нефть, и период «стагфляции» в США, когда высокая безработица и высокая инфляция шли рука об руку.

Инфляция той эпохи была подавлена только после того, как тогдашний председатель Федеральной резервной системы Пол Волкер организовал рецессию и позволил повысить процентные ставки настолько, насколько это было необходимо для сокращения денежной массы.

Лекарство Волкера было суровым — ставки по ипотечным кредитам превысили 18%, инвесторы отказались от фондового рынка в пользу фондов денежного рынка (13 августа 1979 года на обложке журнала BusinessWeek появился ставший легендарным заголовок «Смерть акций»), а Джимми Картер проиграл президентские выборы 1980 года Рональду Рейгану.

Несмотря на резкий рост инфляции в последние месяцы (красная линия), инфляционные ожидания, отраженные в ставках казначейских облигаций (синяя линия), остаются примерно на том же уровне, на котором они были с начала 21 века. (Federal Reserve Bank of St. Louis)

Но это сработало. Годовой уровень инфляции снизился с 13,3% в 1979 году до 1,1% в 1986 году, а фондовый рынок, далекий от моратория, начал беспрецедентную серию бычьих скачков.

Поскольку эти воспоминания так относительно свежи, часто забывают, что в американской истории были периоды, когда политическое давление было по другую сторону бухгалтерской книги — в пользу увеличения инфляции.

Как правило, импульс начинался в фермерском поясе, который часто страдал от падения цен на урожай, особенно когда цены на сельскохозяйственные земли и оборудование росли, а фермеры не могли получить облегчения от сокрушительных долгов.

Именно это послужило вдохновением для речи Уильяма Дженнингса Брайана «Золотой крест» на съезде демократов 1896 года. Его целью был золотой стандарт, который сохранял богатство класса держателей облигаций и представлял собой экономическое колено на шее фермеров.

Во время Великой депрессии Франклин Рузвельт отчаянно искал средства для введения инфляции — не слишком большой, но достаточной — в экономику, чтобы вывести фермеров из депрессии, от которой они страдали практически с конца Первой мировой войны.

Члены «мозгового треста» Рузвельта были уверены, что навязчивая антиинфляционная позиция Герберта Гувера, особенно его упорная защита золотого стандарта, усугубила экономический спад в США, особенно после того, как Великобритания и другие европейские государства отказались от золота.

Рузвельт проигнорировал настойчивые требования Гувера в течение длительного периода между выборами 1932 года и инаугурацией Рузвельта 4 марта 1933 года, чтобы он взял на себя обязательство проводить неинфляционную политику «разумных денег».

Вместо этого, примерно через шесть недель после инаугурации, Рузвельт снял США с золотого стандарта. Это был первый сигнал о том, что Рузвельт намеревался подстегнуть восстановление США путем контролируемой инфляции, чтобы ослабить давление на фермеров, предпринимателей и домовладельцев, чьи долги становились дешевле для погашения по мере роста цен.

Подход Рузвельта отражал неявное понимание того, что некоторая инфляция является благотворной, даже желательной. Это потому, что она является следствием экономического роста и повышения производительности. Она также обеспечивает подушку безопасности против дефляции — разрушительного явления, поскольку она побуждает потребителей накапливать деньги и откладывать покупки в ожидании снижения цен, что усугубляет экономический спад.

Оптимальный уровень инфляции является предметом постоянных дебатов среди политиков. С 2000 года до рецессии 2009 года целевой показатель ФРС составлял 1,5%; с тех пор он составляет 2%.

Обычная мудрость гласит, что устойчивая годовая инфляция в размере 3% и выше может привести к тому, что цены станут недоступными для многих потребителей, а уровень инфляции выше 10% приведет к политической, экономической и социальной нестабильности, как это произошло в результате нефтяных шоков 1970-х годов.

Экономисты делят причины инфляции на три основные категории.

Инфляция «спроса» возникает в результате потребительских расходов в растущей экономике, отражая здоровое доверие потребителей и готовность брать кредиты для финансирования потребления. Инфляция «под давлением издержек» возникает из-за нехватки сырья, рабочей силы и товаров, которые отсутствуют или производятся в недостаточном количестве для удовлетворения спроса.

Наконец, существует расширение денежной массы — то есть чрезмерное расширение, в результате которого в экономике появляется больше денег, чем может быть разумно потрачено на товары и услуги.

Все эти причины влияют на заработную плату. Традиционно заработная плата растет примерно на 1% быстрее, чем индекс потребительских цен, что отражает улучшение экономической ситуации. Если заработная плата растет быстрее, чем сейчас, предприятия будут жаловаться на издержки на рабочую силу; если она отстает, работники будут чувствовать себя в ловушке экономики, которая их подводит.

Сегодняшняя инфляционная среда в той или иной степени несет в себе все эти черты. Потребители вышли из длительного пандемического застоя в настроении тратить деньги и путешествовать; страны-производители нефти отказались увеличивать производство, чтобы удовлетворить оживающий спрос, что привело к резкому росту цен на нефть.

Портовый затор и замедление производства компьютерных микропроцессоров способствовали товарному дефициту, что привело к росту цен на автомобили и бытовую технику. Федеральные программы помощи при пандемии, включая увеличенные пособия по безработице, ввели деньги в бюджеты домохозяйств. Сопротивление работников возвращению на паршивую работу заставило работодателей повысить заработную плату.

Инфляция в строительной отрасли: В мае цены на пиломатериалы достигли пика в $1,670.50 за 1,000 дощатых футов, и с тех пор упали примерно до $772, снизившись более чем наполовину. (Nasdaq)

Первый фактор, вероятно, ослабнет в ближайшие месяцы, а второй уже исчерпал себя. Третий фактор может сохраниться, но, конечно, рост заработной платы смягчит или даже преодолеет влияние роста цен на бюджеты домохозяйств. В целом, эти факторы говорят о том, что текущий уровень инфляции будет снижаться, возможно, почти так же резко, как он рос, до начала следующего года.

Это может объяснить, почему реакция потребителей и инвесторов по существу не совпадает. Последний опрос Мичиганского университета о потребительском доверии достиг в этом месяце самой низкой отметки за десятилетие, в основном из-за недавнего всплеска инфляции.

Тем не менее, ожидается, что авиаперевозки превысят прошлогодний уровень, подавленный пандемией, на 80%, а рождественские расходы приблизятся к последнему допандемическому праздничному сезону 2019 года. В среду Министерство торговли сообщило, что личные расходы выросли на 1,3% в октябре, что стало неожиданно большим ростом и самым значительным с момента увеличения на 4,2% в марте.

Отчет заставил JPMorgan Chase & Co. пересмотреть свой прогноз экономического роста в четвертом квартале до 7% в годовом исчислении с 5%, а Morgan Stanley повысить свой прогноз до 8,7% с 3%.

Пока что инвесторы не видят, что их беспокоит всплеск инфляции. Индекс Standard & Poor’s 500 — показатель общего фондового рынка — вырос в этом году почти на 23%. Инфляционные ожидания среди инвесторов в облигации, для которых инфляция является всеобъемлющим заклятым врагом, почти не изменились по сравнению со средним прогнозируемым уровнем чуть более 2% на следующие пять лет, даже несмотря на взрыв краткосрочной инфляции.

Как это почти всегда бывает, влияние инфляции на семьи и отдельных людей может зависеть не только от цен на необходимые товары и услуги, но и от выбора, который люди делают для себя.

Как сообщают мои коллеги Расс Митчелл и Брайан Контрерас, высокие цены на бензин сильно ударили по владельцам современных мускулистых пикапов — заправка 26-галлонного бензобака даже обычным бензином по средней калифорнийской цене $4,70 обойдется более чем в $120. Для владельца пикапа Ram 1500 с расходом топлива всего 15 миль на галлон без нагрузки это очень большие деньги.

Однако для многих владельцев тяжелый пикап — это скорее модное заявление, чем необходимость; опросы владельцев показывают, что более 70% используют свои автомобили для буксировки или выезда на бездорожье раз в год или реже, и только 35% никогда не кладут ничего в багажник для перевозки.

Некоторый рост цен, попавший в последние месяцы в статистику по инфляции, может оказаться менее важным для среднестатистических семей, чем может показаться на первый взгляд. Цены на новые и подержанные автомобили выросли за последние 12 месяцев на 1,4% и 2,5% соответственно, но средняя семья не так часто испытывает шок от цен на рынке автомобилей; в среднем семьи держат свои автомобили и фургоны дольше 10 лет.

Другие цены явно преходящи. В начале этого года цены на пиломатериалы резко выросли, что вызвало опасения по поводу роста стоимости строительства жилья. Однако в мае цены достигли пика в 1670,50 долларов за 1000 дощатых футов и с тех пор упали более чем наполовину и составляют менее 773 долларов. Это все еще примерно в два раза выше цены в октябре 2019 года, но не в четыре раза, как это было на пике.

Цены на бензин сегодня фактически ниже, чем на пике летом 2008 года — сейчас они составляют в среднем $3,40 по стране, согласно данным Автомобильного клуба Америки, по сравнению с $5,23 в середине 2008 года с поправкой на инфляцию.

Хотя в последнее время цены на бензин росли, за последние 13 лет или около того они падали. Этот график не скорректирован на инфляцию, но если бы это было так, то он показал бы еще более резкое падение. (U.S. Energy Information Administration)

Экономисты давно поняли, что потребители умеют смягчать последствия инфляции путем «замещения» — когда дорожают яблоки, они покупают апельсины, когда растут цены на говядину, они переходят на более дешевые куски и так далее. По данным Бюро трудовой статистики, за последний год говядина подорожала на 25%, свинина — на 14,1%, цельный цыпленок — на 6,8%, а мороженая рыба — на 4,6%.

Небезосновательно предположить, что некоторые семьи изменили свой выбор белков в ответ на это. Это не означает, что они не чувствуют укуса более высоких цен, но, возможно, они изучают свои возможности. (В этот День благодарения индейка подорожала всего на 1,7% по сравнению с прошлым годом).

Конечно, верно, что многие семьи не могут избежать повышения цен на товары первой необходимости. Например, природный газ для отопления и приготовления пищи подорожал почти на 30% за последний год.

Так куда же нам двигаться дальше? Страх перед инфляцией способен оказывать саморазрушительное влияние на политику, препятствуя государственным инвестициям с долгосрочным антиинфляционным эффектом, таким как улучшение физической и человеческой инфраструктуры страны посредством строительства и помощи в расходах на уход за детьми и образование.

Если бы республиканцы и консервативные демократы были действительно обеспокоены влиянием роста цен на простых американцев, они бы проголосовали за повышение федеральной минимальной заработной платы до 15 долларов в час, а не за сохранение ее на уровне 7,25 доллара, где она застыла более чем на 12 лет, в течение которых потребительские цены выросли в совокупности на 28%. Они проголосуют за то, чтобы сделать налоговый кредит на детей постоянным, вместо того чтобы довольствоваться продлением на один год. И они проголосовали бы за предоставление оплачиваемого отпуска по семейным и медицинским обстоятельствам в течение 12 недель, вместо нуля недель.

В этом, как выразился Карабелл, может заключаться самая главная опасность, которую несет в себе нынешняя атмосфера ПТСР.

Нет никаких признаков того, что всплеск инфляции, отраженный в последних статистических данных, вызван устойчивым перегревом экономики США. Признаки указывают на несколько краткосрочных факторов, сходящихся воедино — торговые заторы, всплеск спроса на товары после пандемии, ограниченный рост добычи нефти, требования рабочей силы о прожиточном минимуме.

Экономист Стефани Келтон называет экономическую прибыль, полученную в результате чудесной разработки вакцин COVID-19 и щедрых расходов на помощь при пандемии, «хорошими проблемами, которые нужно иметь». Позволить страхам перед инфляцией в ближайшей перспективе подорвать долгосрочные инвестиции было бы копеечной мудростью и просто глупостью.

Эта история первоначально появилась в Los Angeles Times.