Конкурентное преимущество Microsoft: взгляд изнутри

Корпорация Microsoft (NASDAQ: MSFT), одна из крупнейших компаний в мире, досконально понимает, как создать конкурентное преимущество. Некоторые называют это преимущество защитным рвом, который удерживает другие фирмы от захвата своей доли рынка. Экономия на масштабе, сетевой эффект, сила бренда, интеллектуальная собственность и регулирование — все это может способствовать созданию конкурентных рвов. Без этих факторов конкуренция со стороны сопоставимых продуктов и услуг в конечном итоге снижает операционную маржу. Эта устойчивость преимущества чрезвычайно важна для инвесторов, которые следуют философии Чарли Мангера или Уоррена Баффета.

Эти конкурентные преимущества демонстрируют, как Microsoft работает в глобальном масштабе с такими популярными наборами продуктов, как Windows, Office и Azure.Сетевой эффект, экономия на масштабе и сильный бренд работают в пользу Microsoft, но она работает на высококонкурентных рынках, которые меняются все более быстрыми темпами. Morningstar предоставляет Microsoft широкий экономический ров, основанный на недавнем конкурентном успехе Office и облачных продуктов, но падение прибылей и прибылей, приближающихся к альтернативной стоимости капитала, является тревожным признаком того, что этот ров может быть неустойчивым.

Ключевые выводы

  • У Microsoft есть то, что Уоррен Баффетт называет прочным рвом: конкурентные преимущества, которые защищают ее от конкурентов и позволяют получать большую прибыль.
  • Интеллектуальная собственность Microsoft — в частности, ее патенты и проприетарный программный код — вносят свой вклад в глубину ее рва.
  • Торговая марка Microsoft как имя, известное каждой семье, составляет значительную часть ее рва.

Экономические рвы

Уоррен Баффет помог разработать и популяризировать концепцию экономического рва, определяемого как устойчивое конкурентное преимущество, позволяющее компании получать  экономическую прибыль  в обозримом будущем.  Без рва рентабельность в конечном итоге будет снижаться, пока не станет равной рентабельности инвестированного капитала (ROIC). Рвы могут быть созданы за счет экономии на масштабе, сетевых эффектов, интеллектуальной собственности, идентичности бренда или правовой исключительности. Стратегия Баффета вращается вокруг выявления компаний с устойчивыми рвами, генерирующими денежные потоки, оценки приведенной стоимости будущих денежных потоков и покупки акций, когда цена опускается ниже приведенной стоимости этих денежных потоков.

Бизнес Microsoft

Сегмент продуктивности и бизнес-процессов Microsoft включает доходы от лицензирования и подписки на Office и Office 365 для коммерческих и потребительских клиентов, а также на пакет Microsoft Dynamics.Производительность и бизнес приносят более четверти всех доходов.

Сегмент интеллектуального облака включает предложения общедоступных, частных и гибридных серверов и сопутствующие услуги. Он приносит еще 31% валового дохода. Сегмент, в большей степени связанный с персональными компьютерами, включает в себя лицензирование ОС Windows, устройства, игровую и поисковую рекламу, и теперь на него приходится примерно 36% валового дохода.

Рвы Microsoft по сегментам

Пакет Office долгое время был доминирующей силой в сфере приложений для повышения производительности, но рост облачных вычислений, репликация с помощью альтернатив с открытым исходным кодом и изменение ожиданий в отношении совместной работы с документами и совместного использования помогли Alphabet Inc. (NASDAQ: GOOGL) захватить лидерство. в пространстве с Google Apps. Microsoft Office 365 добился прогресса, увеличив свою долю рынка благодаря более гибким ценам, лучшей поддержке и знакомству с устаревшими продуктами. Office имеет сильный бренд и извлекает выгоду из сетевого эффекта, особенно в связи с тем, что совместная работа и совместное использование файлов становятся обычным явлением в бизнес-операциях. Тем не менее, резкие колебания доли рынка указывают на то, что диапазон конкретных сегментов по сравнению с другими крупными конкурентами, такими как Google, несколько узок. Office может укрепить экономию на масштабе со стороны предложения, если его объединить с облачными сервисами и Windows на уровне всей компании.

Сегмент облачных услуг Microsoft является одним из нескольких ключевых игроков на мировом рынке, но хранилища и связанные с ними услуги в значительной степени коммерциализированы. Amazon.com Inc. (NASDAQ: AMZN) доминирует в отрасли с долей 33%, за ней следуют Microsoft с долей 18%, Google, International Business Machines Corporation (NYSE: IBM), Alibaba Cloud (NYSE: BABA) и Salesforce.com. Inc. (NYSE: CRM).  Облачные сервисы могут способствовать общей экономии на масштабе, но в этом высококонкурентном пространстве сложно создать отдельный ров для каждого сегмента.

Объединяя все версии Windows, Microsoft занимает почти 80% рынка операционных систем (ОС) для настольных ПК.  У него сильный фирменный стиль, и пользователи хорошо знакомы с ОС.Он поставляется с большинством новых персональных компьютеров, демонстрируя и укрепляя его широкий ров в этой категории.Однако Windows занимает менее 1% рынка мобильных устройств и планшетов, и потребители быстро переходят на форм-факторы, в которых Microsoft менее доминирует.  Есть опасения по поводу прочности его рва, по крайней мере, при его нынешней ширине.

Ров Microsoft

Количественными тестами конкурентного рва являются стабильность маржи и рентабельность инвестированного капитала (ROIC) относительно средневзвешенной стоимости капитала (WACC). Рентабельность инвестиций Microsoft за квартал, закончившийся в сентябре 2019 года, составила 92,39%, в то время как ее WACC составляла примерно 7,19%, если исходить из премии за рыночный риск в размере 6,2% и смешанной эффективной процентной ставки 2,71%. Этот спред положительный, но узкий, и с течением времени он сузился, поскольку валовая прибыль и операционная маржа уменьшились. В условиях, когда рентабельность устанавливается на десятилетнем минимуме, рву Microsoft может не хватить в долгосрочной перспективе.