Ров Баффета: конкурентное преимущество Google

Важным компонентом инвестиционной стратегии Уоррена Баффета является его внимание к тому, что он называет «рвами». В бизнесе рвом называется конкурентное преимущество, которое позволяет компании получать сверхприбыль. Как и его тезка — заполненный водой ров — ров Баффета относится к защитному барьеру, но вместо защиты замка он помогает предотвратить снижение прибылей компании конкурентами.

Выявление предприятий, у которых есть рвы, занимает центральное место в стратегии Баффета, и он советует руководителям компаний сосредоточить свои усилия на том, чтобы сделать рвы глубже и шире. Однако не все рвы выглядят одинаково, и оценка прочности рва может быть сложной задачей. Конкурентные преимущества делятся на следующие широкие категории:

  • Эффект масштаба
  • Марка
  • Нормативные преимущества
  • Интеллектуальная собственность в виде товарных знаков или патентов

Google ( GOOG ) от Alphabet Inc. быстро стала одной из самых доминирующих и прибыльных компаний в индустрии программного обеспечения и услуг для Интернета. И Баффет, и его партнер по инвестициям, вице-председатель Berkshire Hathaway Inc. (BRK. A) Чарли Мангер, прокомментировали прочность рва Google.

Несмотря на то, что у Google есть различные коммерческие предприятия, он зарабатывает деньги в основном на двух основных рекламных предприятиях: веб-поиске и целевой контекстной рекламе. Изучение источников конкурентного преимущества Google с помощью этих категорий может дать представление об устойчивости доминирования Google — прочности его рва.

Ключевые выводы

  • У Google есть то, что Уоррен Баффетт назвал сильным рвом: конкурентные преимущества, которые защищают ее от конкурентов и позволяют получать большую прибыль.
  • Преимущества масштаба, проявляющиеся в доминировании поисковой системы Google, являются ключевой частью ее рва.
  • Интеллектуальная собственность Google — в частности, алгоритм его поисковой системы — также вносит свой вклад в глубину его рва.
  • Несмотря на свою сильную позицию, торговая марка Google является менее важной частью ее рва.
  • Вполне вероятно, что конкурентные преимущества Google должны сохраниться, несмотря на регулирование.

Масштабное преимущество

Конкурентные преимущества, возникающие из-за масштаба, обычно относятся к преимуществам со стороны предложения, таким как покупательная способность крупного ресторана или розничной сети. Но преимущества масштаба существуют и со стороны спроса; их обычно называют сетевыми эффектами. Они работают, когда услуга становится более ценной для всех ее пользователей по мере того, как услуга добавляет больше пользователей. В результате в отрасли часто бывает, что победитель получает все.

Сетевой эффект явно характерен для поискового бизнеса Google, и здесь преимущество компании является значительным и устойчивым. Служба поисковой системы Googe совершенствуется по мере того, как пользователи выполняют больше поисковых запросов, а веб-сайты оптимизируют себя, чтобы занять видное место в результатах поиска Google.

Scale также работает в рекламной сети Google, которая доставляет рекламу, релевантную пользователям Интернета, на основе их интересов. Чем больше Google узнает о своих пользователях через их поисковые запросы, тем лучше становятся его возможности таргетинга.

3,5 миллиарда

Количество поисков в Интернете, выполняемых через Google каждый день.

Оба эти огромных преимущества кажутся сложными для преодоления любого конкурента. Доля Google на рынке интернет-поиска составляет 75%. Пока Google контролирует три четверти рынка поисковых запросов, его ров глубокий и широкий. Охват целевой рекламы компании еще шире, охватывая 92% всех пользователей Интернета в Соединенных Штатах.

Бренд Google

Бренд Google, несомненно, силен. Название компании стало общепринятым глаголом для поиска в Интернете. Однако вопрос о том, существует ли конкурентное преимущество благодаря бренду, зависит от того, насколько важен бренд для потребителей при принятии решения о том, какую услугу использовать.

С этой точки зрения маловероятно, что бренд Google вносит значительный вклад в его развитие. Пользователи в основном предпочитают поиск Google из-за качества и надежности результатов. Но они, скорее всего, переключились бы, если бы другой игрок преодолел преимущества сети Google и обеспечил более быстрые и точные результаты.

В поисковой, рекламной и других сферах программного обеспечения Google, таких как Android, Карты и Gmail, наблюдается сильная узнаваемость бренда и лояльность, которые вносят свой вклад в успех компании. Однако долговечность этих вкладов, вероятно, не так высока.

Краткий обзор

Google разделила свои акции в апреле 2014 года, создав акции A (GOOGL) и C (GOOG). Только акции A имеют право голоса.

Регулирование конкурентных преимуществ

Конкурентные преимущества, возникающие в результате регулирования, обычно связаны с некоторыми действиями правительства, ограничивающими атаки конкурентов. В случае Google, доля рынка компании в поисковой системе и ее мобильной операционной системе Android настолько велика, что регулирование вырисовывается как возможная угроза способности компании поддерживать высокую прибыльность.

Регулирующие органы в США и особенно в Европе следят за деловой практикой Google на предмет антиконкурентного поведения. Возможно, нет лучшего доказательства прочности рва Google, чем фактическое объявление регулирующими органами его несправедливости по отношению к конкурентам. Однако, заглядывая в будущее, вполне вероятно, что конкурентные преимущества Google должны будут сохраняться, несмотря на регулирование, а не в результате него.

Интеллектуальная собственность

Интеллектуальную собственность, вносящую свой вклад в дело Google, сложно оценить. Преимущества интеллектуальной собственности часто связаны с запатентованными технологиями, такими как формулы лекарственных средств. Google владеет множеством патентов, но неясно, обязательно ли какой-либо из этих патентов отпугивает конкурентов.

Кроме того, Google вкладывает значительные средства в исследования и разработки (НИОКР), нанимая высококлассных инженеров, которые используют свой интеллектуальный потенциал для решения сложных задач. Возможность нанимать лучших и самых талантливых людей, безусловно, является конкурентным преимуществом, но это продукт масштаба Google, а не его интеллектуальная собственность.

В конечном счете, ядро ​​Google — это алгоритм поиска, который часто корректируется в ответ на изменения в Интернет-среде. Этот алгоритм и способность Google предоставлять самый быстрый и полный поиск в основном ответственны за создание масштабных преимуществ, которыми Google пользуется сегодня. Накопленные знания и компьютерный код, лежащие в основе продуктов Google, не обязательно защищены патентами или товарными знаками, их будет трудно воспроизвести, и поэтому их следует рассматривать как часть рва компании.

Суть

Важным испытанием для Баффета и Мангера при оценке устойчивости экономического рва является то, сможет ли конкурент с крупной чековой книжкой воспроизвести рассматриваемый бизнес. По этому стандарту ров у Google широк и глубок. Многие хорошо финансируемые конкуренты безуспешно пытались штурмовать замок Google, особенно в поисковом бизнесе.

Самая большая угроза для Google, вероятно, связана со значительными изменениями, которые могут произойти в поведении пользователей Интернета. Например, эффективность компании будет поставлена ​​под сомнение, если социальные сети станут настолько популярными, что ограничат полезность поиска в Интернете. Каким бы эффективным ни был его ров, Google должен оставаться гибким и готовым к изменениям со своей средой, чтобы сохранить и расширить свое преимущество.